Чугунова Людмила Евгеньевна
Гребцова Ольга Викторовна
Гончарова Любовь Ивановна
воспитатели
МБДОУ ДС № 42 «Малинка»
Старооскольского городского округа
Материал публикуется в рамках очной Региональной научно-практической конференции “Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников в системе художественно-эстетического развития”.
НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА, МУЗЫКИ
Проблема воспитания новых поколений россиян – самая острая проблема дошкольных учреждений, семьи, государства. Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса. Ценность семейного воспитания неоспорима. Но когда традиции семьи приветствует дошкольное образовательное учреждение, где воспитывается ребенок, раскрываются новые формы сотрудничества семьи и детского сада, закладываются основы нравственного воспитания подрастающего поколения.
Воспитание ценностного отношения к семье у дошкольников сегодня является одной из приоритетных педагогических проблем. Современное российское общество характеризуется низким уровнем патриотизма, нравственности, правовой культуры. Оказавшись в центре социальных, экономических, национальных, политических противоречий, необычайно осложнилась проблема воспитания Человека, гражданина России, способного взять на себя ответственность за свою семью, за свою судьбу, судьбу Отечества. В этих условиях воспитатель и родители должны рассматриваться как партнёры в воспитании ребёнка, а это означает равенство сторон, взаимное уважение, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества. Воспитание семейных ценностей – это воспитание семейной культуры, нравственности семейных отношений.
Основная задача нравственного воспитания ребенка в семье и дошкольном учреждении состоит в формировании начал гуманизма, т.е. таких человеческих качеств личности, как доброта, отзывчивость, чуткость к окружающим, внимательность, предупредительность, заботливость, готовность к сопереживанию и оказанию посильной помощи близким, друзьям и незнакомым людям. Следует отметить, что гуманистические нравственные представления – это фундамент того небоскреба, которым впоследствии становится нравственно зрелая личность. И традиционный семейный уклад помогает ребенку узнать жизнь в разных ее проявлениях и учит включаться в эту жизнь по мере сил и способностей. Все эти задачи подробно расписаны по возрастам в программе ДОУ.
Современный порядок жизни совсем другой, он провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И педагогам предстоит хорошая возможность восстановить традиционные духовно-нравственные основы семьи, укрепить связи между поколениями. Нельзя допускать «дистанции» между поколениями: чем старше и опытнее человек, тем больше он может передать младшему поколению, предостеречь его, сохранить своей любовью.
В своей группе педагог рекомендовал бабушкам и дедушкам рассказывать внукам о своих молодых годах, делиться жизненным опытом, при этом вспоминая и своих бабушек и дедушек. Для этого были организованы «Часы встречи с интересными людьми», совместные праздники «День пожилого человека», «День семьи», «День матери», «Бабушкины посиделки», круглый стол «Добро пожаловать!», гостиная «Сильна семья традициями», круглый стол «Коли семья вместе, то и душа на месте», практикум «Праздник в кругу семьи» и др., оформлены семейные фотоальбомы, по которым дети могут рассказать историю своей семьи, подготовленную и записанную в альбомы родителями. Цель этой работы: помочь родителям осознать значимость семейных традиций в воспитании ребенка, оказать практическую помощь в подготовке и провидении праздника в домашних условиях (как порадовать детей и всех членов семьи; как создать атмосферу добра и радости в праздничные дни), делиться опытом семейного воспитания.
В ходе работы с детьми и родителями по данной теме педагог выяснила, какие колыбельные песенки детям дома поются, какие сказки читаются, заучиваются стихи и т. д., потому что дети на всю жизнь это усваивают, а если ребенок лишен такой любви, такой взаимосвязи между поколением, их души недополучают семейной теплоты, черствеют, лишены доброты. И именно поэтому педагог поставила перед родителями первостепенную задачу создания у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся.
Особое место в патриотическом и нравственном воспитании ребенка следует отнести чтению. В дошкольном возрасте ребенок очень любит сказки, которые рассказывает ему взрослый. Педагог на начальной стадии своей работы не только собрала любимые книги детей и оформила книжный уголок, но и рекомендовала родителям, какие книги читать детям в зависимости от возраста. В своих консультациях «Приобщайте ребенка к художественной литературе», «Что и как рассказывать детям» групповом конкурсе «Сочиним сказку вместе», рекомендациях «От сказки к воспитанию ребенка» (подробно расписаны нравственные задачи), во время мастер – класса «Что за чудо эти сказки!», тематической встречи «День Семьи», она рассказала родителям, что дети из книг узнают о хороших людях, людях, их делах, о животных и растениях. Слушая сказку, ребенок не остается равнодушным к героям, он переживает, радуется и огорчается. Для начала, для детей старшей группы мы создали тёплую, уютную атмосферу. Каждый день ребёнка в детском саду был наполнен радостью, улыбкой, смехом, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своей Родине.
В музыкально-образовательной деятельности патриотическое воспитание строится на основе творческого взаимодействия взрослых и детей. Музыкальный репертуар составляют лучшие образцы классики и современности России, где отражается уклад жизни, традиции, любовь к природе, к матери, к родине, к своей семье. Чувство патриотизма воспитывается и прививается во всех видах музыкально-образовательной деятельности и во всех группах, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Используются такие формы работы, как беседы-концерты, посвященные «Дню Победы», «Дню защитников Отечества»; экскурсии к памятникам павших воинов с возложением цветов.
В процессе нашей работы с дошкольниками немаловажное значение имеет работа по ознакомлению детей с художниками, картины которых помогают прививать детям любовь к прекрасному, к природе, к близким, родным, учат добру, справедливости, способствуют созданию определённого мировоззрения, позволяющего дать маленькому человечку правильную оценку жизни, определяет поведение детей, их переживания, суждения и эстетический вкус.
Важно формировать у детей эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства; учим их не только узнавать в картине знакомые предметы, но и видеть их красоту, многообразие форм, цветов, фактуры, вызывать желание самостоятельно создавать натюрморты, выражать свое эмоциональное отношение к изображаемому. Беседуя с детьми, показываем, что художник не просто изображает цветы, фрукты, овощи, а рассказывает с помощью красок о том, что он подметил в окружающей природе. Иначе говоря, в своей картине художник передает свои мысли, чувства, настроение и хочет поделиться этим с другими.
У каждого ребёнка есть потребность в творческой деятельности. В детстве ребёнок ищет возможности реализовать свой потенциал и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое, свободное отражение личностного «Я». Любое творчество для ребенка – больше процесс, чем результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости – все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Поэтому в современном мире образовательное учреждение становится местом, где ребенок проходит первые этапы социализации, воспитания и обучения.
Задача ДОУ – приобщить родителей к педагогическому процессу, расширить сферу участия родителей в организации жизни дошкольника в ДОУ, создавая условия для творческой самореализации не только педагогов, детей, но и родителей.
Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей семье, гордости за нее необходимо всегда. В настоящее время актуальность проблемы воспитания определяется самой жизнью, состоянием молодого поколения, перспективами его жизнедеятельности в новых условиях. Можно констатировать глубокий кризис духовности общества в целом, и еще большей степени происходит нарастание без духовности подрастающего поколения. Оно проявляется в негативном отношении к истории семьи, его культуре, традициям, в потере смысла жизни и жизненных ценностей. У детей наблюдается снижение не только уровня речевого развития, но и познавательной сферы, недостаточность развития различных видов восприятия, внимания, памяти. Поэтому возникают трудности в формировании социальной и культурной компетентности, которая предполагает знание культурных особенностей народа, его исторически сложившихся привычек, традиций, норм поведения и этикета, а также умения понимать и правильно использовать их в процессе общения.
Список литературы
- Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания – родителям.
- Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель − дети., М., 1985
- Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями.
- Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 1980
- Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край, М., 1990
- Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. – М.: Сфера, 2004
УВИДЕТЬ УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ МОЖНО ЗДЕСЬ