Луханина Юлия Владимировна
Сидорак Наталья Анатольевна
Чугуевцева Ольга Юрьевна
воспитатели
МБДОУ ДС №14 «Солнышко»
Старооскольского городского округа
НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ
Театральная деятельность влияет на формирование личности ребенка на всех этапах его развития, о том, как она позволяет ребенку раскрыть свои скрытые таланты, научиться без стеснения и правильно выражать свои эмоции, что очень важно для эмоционального и интеллектуального развития ребенка.
Изучение и отражение действительности при помощи эмоциональных образов, в которых внешний и внутренний опыт сливается в единое целое, позволяют ребенку осваивать новое жизненное пространство. Решающее значение в этом процессе имеет моделирование скрытых свойств и отношений в форме наглядных, художественных образов, отражающих общее в единичное.
Образное отражение действительности позволяет малышам воспринимать мир в целостности: от выделения отдельных свойств и отношений к установлению их взаимозависимости на качественно иной основе – целостности как осознанной объективной реальности.
Дети, переступившие порог дошкольного учреждения, осваивают новое жизненное пространство, новые социальные условия. Для их полноценного развития и сохранения индивидуальности необходимо, чтобы детский сад стал для них вторым домом, где тепло, радостно и безопасно жить. Только в гармонии с окружающим миром могут полностью раскрыться внутренние возможности и особенности ребенка. Взрослые должны создать все необходимые условия для жизнедеятельности детей, но и от самого ребенка требуются большие усилия, в том числе и умственные, чтобы понять, принять и освоить новое пространство жизни и сделать его своим.
Искусство – особая форма познания и видения жизни. Оно отличается от науки, которая тоже форма отражающей жизни в виде формул, знаков, умозаключений и т.д., тем, что рисует нам мир в образах. Человек может остаться равнодушным к искусству, если с детства его не приобщали к прекрасному. К. Маркс писал: «Если вы хотите наслаждаться искусством, то вы должны быть художественно-образованным человеком» [4, с.68].
По отношению к ребенку, воспринимающему и познающему театральное искусство, он выполняет различные функции: воспитательную и образовательную, знакомит с социальными явлениями, доставляет удовольствие, радость, формирует чувство красоты.
Одна из основных задач, МБДОУ ДС №14 «Солнышко» – создание условий для получения ребенком целостного представления о мире, возможностей для максимального творческого самовыражения в любой сфере деятельности и, как следствие, оптимизация его духовного, интеллектуального и физического развития.
Когда ребенок поступает в дошкольное учреждение, создаются объективные условия для того, чтобы дети могли быть вовлечены в театр, и начинается накопление минимума театральных впечатлений, что является фундаментальным для эстетического развития и последующего систематического обучения искусству. Самый быстрый способ эмоционально освободить ребенка, уменьшить его скованность и научить его чувствам и художественному воображению – это тропинка через игровую деятельность, художественное воображение и рисование. Все это может дать детям театрализованная деятельность. Сценическое представление очень сложно для ребенка. Поскольку у него нет навыков для выступления на сцене, это мешает ребенку активно развивать свои творческие способности. Задачами театрального воспитания является:
- гармоническое развитие природных способностей детей средствами всех искусств;
- приобщение к театральной культуре в системе искусств, истории и литературы;
- обучение навыками грамотной сценической речи и сценической пластики, развитие коммуникабельности;
- выявление и подготовка детей, наиболее способных к дальнейшему обучению в культурно-просветительных учебных заведениях.
Благодаря специально подобранным упражнениям, которые по своей природе похожи на детские игры, дети приобретают практические навыки и способность честно действовать в вымышленных условиях и, таким образом, готовиться к работе над достижениями. Они важны не только для овладения исполнительскими способностями, но и для воспитания характеристик творческого человека (развитие воображения, внимания).
Занятия основаны на применении театральной педагогической технологии актерского мастерства, которая адаптирована для детей и увеличивает игровые моменты.
Образовательная деятельность строится на использовании театральной педагогики-технологии актерского мастерства, адаптированной для детей, в ней увеличены игровые моменты.
В занятиях выделяются три основных направления:
- Что такое театр?
- Искусство выразительного чтения.
- Мастерство актера – сценическое действие.
Речевая техника, сценическое движение, учеба без слов и со словами, использование аудиозаписей, знакомство с театральной азбукой – это неполный список задействованных техник. В процессе подготовки каждый ребенок пробует себя в разных ролях, играет то, что хочет. Театр в детских садах должен быть особенным, потому что дети до сих пор не имеют жизненного опыта, не понимают смысла многих слов, не владеют ни голосом, ни телом.
Основная задача – показать лучшие образцы искусства, а сами дети не могут ориентироваться и делать свой выбор. И когда актер узнает себя на сцене, защищает себя на своих позициях, защищает их, тогда театр, в котором играют дети, помогает ребенку узнать себя, объяснить себя, попробовать то, что он может сделать, в себе верить самому себе. Народные традиции обеспечивают богатую основу для формирования чувства уважения и почтения среди подрастающего поколения моральных принципов наших предков, природы и вселенной. Сегодня существует всего несколько семей, которые сохранили память о ритуалах, образе жизни русского народа. Ребенок активно участвует в праздничных и театральных постановках, связанных с народными традициями, развивает его художественные и творческие наклонности, самостоятельность и инициативность. Он возвращает детей к истокам национальной культуры и естественным знаниям о духовной жизни людей. [6, с.78].
Работа над театральной деятельностью состоит из пяти фаз:
Первая фаза. Основная цель «Театральной игры» – не приобретение профессиональных навыков и способностей в детстве, а развитие игрового поведения, эстетических чувств, творческих способностей в различных видах деятельности и способности общаться со сверстниками и взрослыми в жизненных ситуациях. Игры делятся на два типа: игры общего развития и специальные театральные игры.
Вторая фаза. «Ритмопластика» – включает в себя комплексные, ритмические, музыкальные, пластичные движения и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников.
Третья фаза. «Культура и техника речи» – игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Четвертая фаза. «Основы театральной культуры» – призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства.
Пятая фаза. «Работа над спектаклем» – театральное творчество, не мыслимо без совместных усилий маленьких артистов и их педагогов. Работая над спектаклем, все дети, даже самые застенчивые, вовлекаются в интересный творческий процесс, освобождаются, проявляют воображение, находчивость, их речь становится более выразительной, их движения более пластичными, дети с удовольствием создают и изобретают. На развитие творческого воображения, на создание оригинального образа того или иного героя огромное воздействие оказывает музыка. То, что дети не могут выразить с помощью слов, они пытаются выразить с помощью пластики, мимики, жеста.
Театрализованная деятельность должна быть включена в общую стратегию воспитательной работы. Занимаясь театрализованной деятельностью с детьми, мы на собственном опыте убедились, что именно к тому времени, когда наши выпускники уходят в школу, способности детей развиваются настолько, что им по силам становятся серьезные роли, появляется истинная увлеченность театром, формируется навык нравственной -эстетической оценки.
Театр начинается с детства! Мы развиваем художественный вкус ребёнка и воспитываем правильного театрального зрителя.
Список литературы:
- Давидчук, А.Н. Обучение и игры. – М.: Мозайка-Синтез, 2006.
- Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М.: Владос, 2001.
- Штанько, И.В. Воспитание искусством в детском саду. – М.: Сфера, 2007.