Новый подход к духовно-нравственному воспитанию дошкольников

0
887

Беликова Нина Александровн
Мелентьева Наталия Евгеньевна
Зубрилина Виктория Леонидовна
воспитатели
МБДОУ ДС № 40 «Золотая рыбка»
город Старый Оскол

Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции «Построение партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ: методы, приемы, технологии эффективного взаимодействия»

НАЗВАНИЕ  – Новый подход к духовно-нравственному воспитанию дошкольников

Секция  – 11.«Психолого-педагогическая помощь в семье в воспитании и развитии дошкольников»

Для благополучия человека недостаточно только физического здоровья, прекрасного образования и профессиональной подготовки; нужно ещё и духовно – нравственное здоровье и закрывать на это глаза, по крайней мере, не разумно, а по большому счёту – это преступление. Мы равнодушны к такому парадоксу – погиб человек от свиного гриппа – весь мир стоит на ушах, гибнут миллионы людей от наркотиков – просто статистика; изучаем английский язык чуть ли не в утробе матери – прекрасно, искажаем, забываем красоту и величие родного русского языка – никакого крика души, полнейшее равнодушие. Уже из этих примеров следует, что мы, не заметно для себя, теряем стержень настоящей духовной нравственности.

И если посмотрим на погибшие цивилизации, то увидим, что причиной их угасания стала духовно – нравственная деградация. В какой бы системе мы не просчитывали вопрос человеческого благополучия, выводы одни и те же: за материальным началом лежит более глубокое определяющее: духовно-нравственное начало.

Для благополучной жизни на земле человечеству и обществу необходимо заботиться не только о физическом, экономическом, интеллектуальном, социальном благополучии, но и духовно – нравственном здоровье. Оно должно формироваться целенаправленно. Духовно – нравственное развитие не может обойтись без духовно нравственного воспитания. И начало его в воспитании дошкольника как будущего гражданина страны. «Давайте детям больше и больше созерцания общего поколения человеческого мирового, но преимущественно, старайтесь знакомить их с этим и через родные и национальные явления» – так советовал в своё время В. Г. Белинский. Актуальны его советы и в наше непростое для России время. Суть нравственности состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому, семье, к истории и культуре страны, созданной на основе многовекового уклада и традиций. Нравственность, как утверждал Л. Толстой одна из главнейших наук о том, «как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». Современные подходы к дошкольному образованию требуют создания условий для приобщения к национальным ценностям, к истории родного края, города, Родины. Дошкольное учреждение делает ставку на личностно-ориентированную модель образования. В этом проявляется гуманистический подход к ребёнку.

материалы в печатный сборник 

Духовно-нравственное воспитание детей является приоритетным направлением любого дошкольного учреждения. Мир стал агрессивен по отношению к миру детства ребёнка, а индустрия детства, начиная с игрушек и, заканчивая глобальными проектами: коммерческими, издательскими, телевизионными и музыкальными, оказывает разрушительное воздействие на психику дошкольника, его нравственность и духовный мир. Молниеносно исчезли наши старые добрые игрушки, книги, мультфильмы, милые добрые сердцу образы из мира детства литературные и мультипликационные герои, на которых выросло не одно поколение. На смену пришли равнодушно принятые нами взрослыми, обществом, монстры и драконы, охотники за приведениями, черепашки ниндзя и покемоны, Барби с Кеном и телепузики. Массовая культура Запада и Востока, наступая по всем направлениям, навязывает детям чужие ценности: культ силы, денег, предпринимательства, индивидуализм.

Дети стали своенравны, агрессивны, неуправляемы, не желающие слушать и слышать, и никому не уступать, «сыпят» рекламными слоганами, воображают себя супергероями, играют с телепузиками, монстрами, Барби, копируют их речь, поведение, привычки, образ жизни и мысли. Наше понимание настоящих ценностей заставило нас не стать равнодушными наблюдателями, ибо равнодушие порождает зло, убийство, насилие. Ведь наш край богат тысячелетней историей, традициями, огромным духовным потенциалом.

Работа началась с анкетирования родителей по представлению духовного начала в наше время. Семья играет исключительную роль не только в нравственном становлении личности, но и в сохранении и передаче культурных ценностей, социализации своих членов, является важнейшим механизмом их неформального образования. Семья выполняет важную культурную функцию, и в этом система образования должна обеспечить родителям помощь в воспитании и развитии культурного и образовательного уровня семьи. Велась огромная разъяснительная работа (консультации, беседы, дискуссии) о том, какие игрушки, игры, мультфильмы положительно влияют на психику ребенка, его нравственное становление. Обращалось внимание, что отрадно видеть, как в противовес Барби ребёнок может увидеть и приобрести с помощью родителей куклу в национальном костюме российских губерний, как полезно в вечерние часы рассмотреть журнал по истории развития одной из областей страны, приложенный к продаже куклы. Просили не давать детям в детский сад монстров, Бэтмэнов, Мики Маусов, убеждали родителей в необходимости контролировать, что смотрит их кроха по телевизору. Быть более осторожным при покупке игрушек, книг, кассет. Это дало положительные результаты. Мы старались не допускать в деятельность детей вещей, способствующих повреждению их формирующейся душе.

В центрах игровой активности разворачивали игровые, театрализованные сюжеты на основе произведений К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, русских, украинских, белорусских народных сказок. Дошкольный возраст – это время воспитания души.  Воспитывать душу – вот что важно. А как? Просто и мудро – походы в театр, семейное чтение по вечерам, экскурсии в природу с открытием удивительного созерцания вокруг. Созданные в развивающей среде уголки православия, патриотического направления, помогают детям осмыслить, что духовность, Родина, семья взаимосвязаны.  Любовь, вера, доброта – это хорошо, правильно. Зло, убийство, насилие – эта темнота не приемлема для души.

В непосредственно образовательной деятельности обязательным являлось введение народных традиций, игр, попевок, знакомство с национальными костюмами, обрядами. Всё это выступало средством формирования в детях чувства любви к малой родине. Среди всех видов искусств – народная музыка, сказки, танцы – обладают способностью непосредственно воплощать мир душевных переживаний человека, многообразную гамму его чувств и настроений. Это формирует у мальчиков – смелость, мужество, а у девочек – женственность, покорность, терпение, стремление к красоте и уюту.

Поскольку культура Белгородчины – культура православная, мы знакомим детей с основами православия. В доступной форме объясняем значение православных праздников, истории православия. Религиозное воспитание не является самоцелью в светских дошкольных учреждениях, но формирование чистоты души посредством притч, православных сказок дает положительные результаты. Сказка передает дошкольнику основные жизненные принципы и закономерности, жизненный опыт предыдущих поколений, получение сопричастности с миром людей; духовно – нравственное становление личности, моральной компетентности (хочу – могу, хорошо – плохо).

 Тысячелетнюю культуру с плеча не смахнешь, все мы связаны с нею незримыми, но очень прочными нитями. Сейчас национальное самосознание громко заявляет о себе в любом народе и не учитывать этого нельзя. А поскольку мы россияне – мы должны укоренять своих детей в национальной культуре, обращая внимание на то, что в нашей стране живет много народностей и мы, русские, умели, и будем уметь жить со всеми в мире и согласии.

В коммуникативной деятельности уделяется много внимания фольклору, богатству и красоте родного языка. Через сказки, песни, потешки, пословицы необходимо стараться донести до сознания дошкольника красоту и богатство родного русского языка, понимание, что его нельзя искажать, терять, его нужно беречь, им нужно гордиться. Как бы не была сложна сегодняшняя жизнь, сохранение нравственной устойчивости наряду с присутствием ежеминутной ответственности за судьбу своих воспитанников, является необходимым компонентом деятельности каждого педагога. Эти требования стали на сегодняшний момент необходимым условием выживания общества, сохранения его нравственного здоровья.

Духовно-нравственное развитие мира дошкольника – важнейшая составляющая воспитательно-образовательного процесса. Мы обязаны ни на минуту не забывать тот непреложный урок, который ХХ столетие дало нашему обществу. Мы на горьком опыте убедились, что без духовно-нравственной составляющей воспитания разрушаются нравственные устои государства. Без духовности становятся бесполезными самые глубокие научные знания, самые новейшие технологии.

Литература

  1. Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте дети / Ш.А. Амонашвили – М., 1983. – 56с.
  2. Амонашвили, Ш.А. Размышление о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили – М., 1995. – с. 18-56.
  3. Левчук, Д.Г. Потаповская, О.М. Духовно – нравственное воспитание детей и молодежи / Д.Г. Левчук, О.М. Потаповская – М., 2002. – с. 150-203.
  4. Склярова, Г.В. Духовно – нравственное воспитание / Г.В. Склярова – М., 2004.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь