Нестерова Наталия Геннадиевна
педагог-психолог
Полохало Ольга Владиславовна
воспитатель
Быковская Виктория Николаевна
воспитатель
МБДОУ ДС № 67 «Аистёнок»
Старооскольского городского округа
Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции «Построение партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ: методы, приемы, технологии эффективного взаимодействия»
НАЗВАНИЕ – Нетрадиционные формы работы с родителями
СЕКЦИЯ – 13. Использование активных форм взаимодействия с родителями
Развитие системы дошкольного образования направлено на создание оптимальных условий для физического и психического развития ребенка. Этот процесс отличается личностно-ориентированным способом взаимодействия участников. Цель – организация нового культурно- образовательного пространства, где главной ценностью является личность ребенка и благополучная семья.
Осуществление этого требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, перехода к качественно новому содержанию образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. В итоге данное направление содействует решению следующих задач: разработать общую стратегию действия по развитию личности дошкольника, сформировать общее образовательное пространство ребенка дошкольного возраста.
В связи с этим становится актуальным процесс поиска новых подходов в работе педагогов образовательного учреждения с семьей и соответствующих форм деятельности, направленных на развитие личности ребенка, успешное введение его в новый социум. Отказ от традиционных форм работы с родителями происходит не потому, что они устарели, а потому, что недостаточно дифференцированы, они не учитывают такие изменения, происходящие в современной семье как:
- рост образования родителей;
- повышение материального достатка;
- уменьшение количества детей в семье;
- мобильность современных родителей;
- доступность информации.
У родителей возникает острый дефицит педагогической информации. Суть новых запросов родителей объясняется их тревогой за успешность ребенка в будущей учебной деятельности.
Педагоги МБДОУ ДС №67 «Аистёнок» активно используют разнообразные нетрадиционные формы работы с родителями, сочетая возможности семьи и новые требования к образовательным услугам.
Работу с родителями можно представить по нескольким направлениям или блокам.
- Первый блок – это наглядно-информационный:
«День открытых дверей» с участием узких специалистов: педагога – психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре. Данная форма работы позволяет знакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в детском саду. Родитель является не только зрителем процесса, но и участником.
«День здоровья» проводится в зимнее время в период недели здоровья, совместно с инструктором по физической культуре. Такие совместные праздники с родителями в своей работе практикуют воспитатели. Совместно с детьми родители принимают участие в конкурсах, соревнованиях, что позволяет детям оценивать результаты родителей.
Официальный сайт детского сада помогает информировать родителей по вопросам развития мелкой моторики, преодоление вредных привычек, влиянии мультфильмов и игрушек на детей и др.
Информационные стенды позволяют предоставлять родителям разнообразную информацию по запросам.
- Второй блок – познавательный:
«Праздники с родителями» – Осенины, День матери, Новый год, 23 февраля, 8 марта, Выпуск в школу.
Стало традицией проведение интегрированных занятий совместно с родителями. Родители с удовольствием принимают участие в совместных мероприятиях, которые позволяют раскрыть творческие способности родителей, чем вызывают гордость детей за своих мам и пап.
Активное участие принимают родители в совместной творческой деятельности с детьми. Конкурс «Осень золотая» и выставка «Зимняя композиция» получили самые благодарные отзывы родителей.
Большим успехом пользуются «Нетрадиционные родительские собрания», которые проводятся в форме посиделок, круглых столов, деловой игры. Такие собрания проводятся с обязательным участием узких специалистов, что позволяет в нетрадиционной обстановке обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания. Такая форма работы позволяет добиться 100% участия родителей.
Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива детского сада и членов семей воспитанников.