Юдина Д.Н. воспитатель
Коновалова Е.П. воспитатель
Соленая К.Д. учитель-логопед
МБДОУ ДС № 10 «Светлячок»
Старооскольского городского округа
Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции «Построение партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ: методы, приемы, технологии эффективного взаимодействия»
название – СОЦИАЛЬНАЯ АКЦИЯ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
секция – 19.«Использование современных технологий в построении партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ»
В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный разнообразными источниками воздействия, как позитивного, так и негативного, которые влияют на его формирующую нравственную сферу. Поэтому именно сейчас актуальны социальные позиции. В связи с этим в нашем детском саду очень активно используется инновационная форма работы – Акции.
«Акции» – это эффективная форма работы, которая направлена на развитие нравственных и личностных качеств дошкольников, и предполагает работу по двум направлениям: работа с детьми и работа с родителями.
Акция – это социально значимое, комплексное мероприятие, действия для достижения какой-либо цели.
Социальная акция – форма совместной деятельности, которая объединяет участников общим делом, позволяет формировать у детей активную позицию по отношению к проблемам и событиям социальной жизни, поддерживать стремление детей к общению и взаимодействию с другими людьми.
Как показывает практика, не каждый родитель может выделить 1-2 часа своего вечернего времени, чтобы посетить родительское собрание (в какой бы форме оно не проводилось: тренинги, круглые столы). Акции отнимают у родителей мало времени, они просты, увлекательны и дают возможность сразу увидеть результат своего участия.
При проведении данных мероприятий необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, которые участвуют в акции. Им должны быть понятны цель, смысл мероприятия и конечный результат.
Акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки).
В содержание акций входят праздники, развлечения, викторины, выставки, конкурсы, посвящённые объектам акции.
Каждая социальная акция имеет свой алгоритм и структуру.
Этапы социальных акций:
1 этап – Подготовительный (мотивация, разработка плана по достижению цели, сбор информации, накопление материала, смета расходов). При разработке и подготовке акции, следует определить: на решение какой социальной проблемы она направленна, кто является её целевой группой, какова цель акции. Также следует продумать форму проведения акции (что это будет?) и её продукт.
2 этап – Организационно-практический (т.е. деятельностный, выполнение плана деятельности). Реализация сценария социальной акции. Это может быть одно мероприятие (музыкально-литературная композиция концерт) или несколько мероприятий, идущих друг за другом (беседа о птицах, рисование или лепка птиц, далее изготовление кормушек и закрепление их на деревьях).
3 этап – Аналитически – завершающий (подведение итогов, рефлексия). Может проходить в форме награждения, изготовление фотоальбома, видеофильма, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок и т.д. Данный этап подразумевает определение её дальнейших перспектив: есть ли необходимость её повторять, что можно усовершенствовать при подготовке и проведении, целесообразно ли изменить форму проведения акции.
Акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они дают представления о том, что от каждого человека зависит состояние окружающей нас среды: природы, людей, коллектива, группы, близких – всех, кто нуждается в помощи. И что даже маленький ребёнок способен изменить в лучшую или худшую сторону своё окружение, свой мир.
С помощью социальных акций происходит не механическое запоминание правил поведения в окружающем мире и воспроизведение знаний, а трансформация знаний в отношение, опыт. Это такой вид социальной направленности, который позволяет развивать у детей эмоциональную сферу, формирует отношения, влияет на систему ценностей ребёнка, побуждает к эмпатии (сопереживанию – сочувствию – содействию) и рефлексии (самоанализу).
Акция – это возможность участия всех субъектов образовательного проекта (педагогов, детей, родителей, социальных партнеров), а её подготовка и проведение реализуют принцип интеграции различных видов деятельности.
Акция – это всегда результат с «обратной связью» для ребёнка, что принципиально важно для социализации детей. В силу именно «обратной связи» акции обладают огромным воспитательным потенциалом.
Участие детей в социальных акциях может и должно быть интересным, увлекательным, результативным, эмоционально позитивным занятием, которое позволяет ребёнку и взрослому вместе с ним пережить свою значимость и нужность.
В нашем детском саду проводятся социальные акции различной направленности.
– Акции, направленные на формирование экологической культуры: «Чистый двор», «Чистые дорожки», «Братья наши меньшие», «Покормим птиц зимой», «Птичья столовая», «Красная книга природы», «Герб природы», «Превращения бумаги», «Семечко и зернышко про запас».
– Акции, направленные на безопасное поведение, заботу и порядок в быту: «Безопасная дорога», «Чистый дом», «Идем в гости», «Защити себя сам», «В гости к книгам», «Книжка заболела», «Сломанные, но любимые», «Вторая жизнь игрушек», «Починим, зашьем, помоем».
– Акции, ориентированные на помощь другим людям: «Подарки от друзей», «Доброе сердце», «Открытка для ветерана», «Будем помнить», «Помоги малышам», «Оберег для особого ребенка», «Милосердие», «Почта Добра».
– Акции, посвященные праздничным дням, памятным датам и иным значимым событиям: «Для любимой мамочки», «День рождения А. С. Пушкина», «День Победы», «День города», «День рождения детского сада», «Добрые дела к Новому году», «День этикета», «День красивой речи», «День улыбки», «День пожилого человека».
– Акции патриотической и исторической (культурной) направленности: «Патриоты», «Моя малая Родина», «Такие разные традиции», «Письмо в прошлое», «Письмо неизвестному солдату», «Наш бессмертный полк».
– Акции здоровьесберегающей направленности: «Как сохранить здоровье», «Витамины на подоконнике», «Красота и здоровье», «Добрые поступки – доброе здоровье», «Режим дня для малышей».
Наш опыт показывает, что социальные акции являются одним из эффективных средств ранней социализации детей дошкольного возраста. Благодаря участию в акциях происходит формирование активной жизненной позиции, у детей развиваются представления о том, что от каждого из них зависит состояние окружающей среды, взаимоотношение людей, результаты деятельности.
Вовлечение в акции родителей, представителей различных возрастных и социальных групп способствует укреплению психологических связей между поколениями, создание атмосферы праздника-праздника познания.
Список литературы:
- Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка: Опыт создания авторской программы на базе дошкольного учреждения № 199 г. / В.Г. Юревич, А. В. Нравственное состояние современного Российского общества / А.В. Юревич // Психологический журнал. – 2009. – Т. 30. – № 3. – С. 107-117.
- Деркунская В. А. Социальные акции и волонтерское движение дошкольников в детском саду: метод. пособие / В. А. Деркунская, С.С. Агабекян, Н.В. Воронина – Издат. центр педагогического образования, 2018 г., 240 с.
3.Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. – М.: Сфера, 2004