НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО -ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ

0
2782

    Материалы авторов печатного сборника практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – МАЙ-2021»

Степнова Татьяна Александровна

Аленушкина Екатерина Константиновна

музыкальные руководители

Травкина Ирина Николаевна

инструктор по физической культуре

МБДОУ детский сад №5 «Незабудка»

Рекламное сообщение     

Белгородская область, г. Старый Оскол

НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО -ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ

     В настоящее время одной из актуальных проблем воспитания подрастающего поколения является возрождение традиций национальной культуры, это вязано с тенденциями гуманизации нашего многонационального общества.  В соответствии с ФГОС ДОО образовательная программа включает изучение регионального компонента. Через изучение региональный компонента дети получают больше возможностей ощутить, прочувствовать красоту родного края, особенности национальной культуры и традиций, что помогает в формировании гражданских чувств и воспитании юных граждан России.

     В нашем детском саду мы уделяем большое внимание патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Считаем, что музыкальный фольклор – одно из основных средств воспитания маленьких патриотов. Он является истоком русского характера и исторических корней.

     В нашей работе мы обращаемся к народным истокам, обрядам и традиционным обычаям. Возрождение русских народных традиций, долгие годы находящихся в забвении – вот одно из направлений нашей работы. В организованную образовательную деятельность включаем народные игры, песни, инсценировки, хороводы и пляски. Мы стараемся воспитать в детях бережное и трепетное отношение к нашим корням и русским традициям. Разученный материал мы включаем в календарные развлечения, посвященные народным праздникам в течение всего года.

    Начиная с сентября, мы проводим уже полюбившиеся детям Праздники урожая, Осенины, Покровские посиделки, плавно переходящие с Новогодние и Рождественские праздники, сопровождающиеся колядками и народными гуляньями.

     В период зимних колядок дети с воспитателями наряжаются в народные костюмы и устраивают колядки. Весна – это время проводов зимы. На масляной неделе в нашем детском саду проводятся развлечения, каждая группа делает чучело Масленицы, изготавливает угощение, плясками, песнями и хороводами провожают зиму.

     На Сороки – главный весенний праздник, дети с восторгом раскрашивают бумажных птичек, украшают ими участки, участвуют в народных играх и хороводах.

     На Пасху по традиции воспитанники приносят в сад крашеные яйца, участвуют в инсценировках и спектаклях.

     А лето – время чудес. В гости к маленьким зрителям приходят полюбившиеся народные персонажи: Русская Березка, Яблонька, травница.

     Праздник Троицу мы проводим у русской березки, она олицетворяет молодость и красоту русской природы. Дети слушают кукушку, заплетают лентами березку, украшают венками участки и групповые комнаты. Этот обычай передает жизненную силу земле для лучшего урожая.

     Игры и хороводы, которые мы включаем в этот праздник, способствуют толерантному отношению детей друг к другу и вносят большой вклад в формирование детского коллектива.

     День Ивана Купалы – это праздник огня, полного рассвета природы и жизненных сил. На заре праздника было принято купаться и умываться росой, чтобы никогда не болеть. Детей знакомим с историей праздника и обычаями его проведения. Большую радость у детей вызывает этот праздник и обряды, связанные с ним: плетение венков из цветов из травы, прыжки через импровизированный костер, состязания в обливании водой.

     Во время медового и яблочного спаса в детском саду проводятся выставки поделок из яблок, выполненных совместно с родителями. Такая форма работы объединяет родителей и детей, родители начинают интересоваться садовской жизнью, представляется, что это благотворно влияет на формирование семейных традиций, как одной из сторон воспитания гражданственности дошкольника.

     Выставка является частью целого цикла мероприятий, посвященных знакомству воспитанников с праздниками Яблочный и Медовый спас.

     В детском саду так же организован музей «Русская изба», в котором широко представлены предметы народного промысла, предметы быта, использовавшиеся в старину.

     Организованная образовательная деятельность, осуществляемая в музее, вызывает у детей неподдельный интерес. Воспитанники с удовольствием инсценируют различные бытовые ситуации, народные праздники в Русской избе, сопровождая все русским фольклором.

     Стало доброй традицией выступление оркестра народных детских инструментов на различных праздниках в детском саду. Дети с воодушевлением разучивают народные музыкальные произведения и исполняют их перед гостями.

     Неотъемлемой частью нашей работы является привлечение родителей воспитанников к жизни сада. Вместе с родителями дети готовят народные костюмы, постигая народные традиции. Регулярно проводим неделю открытых дверей по народному творчеству. Каждая группа показывает свое искусство, поют песни, задорные частушки, водят хороводы, выполняют поделки своими руками в народном стиле. Родители активно участвуют в оформлении народных праздников. Такая работа помогает родителям и педагогическому коллективу детского сада осуществлять работу в одном направлении.

     Детство – это период рассвета жизни человека и поэтому наша задача, как взрослых, привить детям любовь к прекрасному, любовь к родине, привить такие качества как доброта, товарищество и благородство. Народный фольклор является кладезем для воспитания всех этих качеств, и мы будем продолжать работу в этом направлении и на примере народных праздников воспитывать все эти качества в детях.

Список использованной литературы:

  1. Корепанова О.Н., Куприна Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством. – Детство Пресс, 2010.
  2. Максименкова С.М. Веселая ярмарка. – Смоленск, 1998.
  3. Мельникова Л.И., Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях. – М.: Гном – Пресс, 2008.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь