Материалы авторов печатного сборника практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – МАЙ-2021»
Рябкова Наталья Викторовна
воспитатель
МБДОУ д/с №13
г. Чехов
АЗБУКА МАЛЕНЬКОГО ПЕШЕХОДА
проект для детей младшего возраста
Вид: практико-ориентированный проект.
Тема проекта: «Азбука маленького пешехода».
Актуальность: проект предназначен для детей младшего дошкольного возраста и ориентирован на изучение вопросов, связанных с соблюдением правил дорожного движения. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. Ребёнку дошкольного возраста трудно понять ту опасность, которую представляет автомобиль.
Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. С самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения, безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
Проект объединит педагога, родителей и детей в общей работе по данной проблеме.
Возрастная группа: дети младшего возраста
Цель: Дать первичные знания о правилах поведения на дороге, обеспечить накопление представлений о различных видах транспорта у детей раннего возраста.
Задачи:
– Дать детям представление о разновидностях транспорта, отметить характерные отличительные признаки транспорта.
– Познакомить детей с правилами дорожного движения, со светофором. Учить понимать значение световых сигналов светофора, формируя начальные навыки безопасного поведения на дороге и на улице.
– Приучать детей выполнять правила, умение действовать в коллективе.
Участники проекта: педагог, дети младшей группы, родители
Сроки реализации проекта: краткосрочный (1 неделя)
Продукт проектной деятельности: создание макета пешеходного перехода, изготовление, совместно с родителями, дидактических пособий по теме проекта.
Планируемые результаты:
– конкретизация у детей необходимых знаний о правилах безопасного поведения на улице;
– у детей будут сформированы начальные представления о различных видах транспорта, его составных частях;
– дети получат знания о назначении светофора и каждого цвета его сигнала;
– заинтересованность и сотрудничество родителей как участников педагогического процесса.
План проекта:
I Этап.
Подготовительный:
– создание предметно-развивающей среды.
– подбор литературы и иллюстративного материала по выбранной теме.
– подбор и изготовление дидактических игр.
– подготовка консультаций для родителей.
– создание альбома «Транспорт».
II Этап.
Основной:
– реализация проекта по образовательным областям – ООД, режимные моменты, самостоятельная деятельность, взаимодействие с родителями.
III Этап.
Заключительный:
– оформление выставки детских работ, выставка изготовленных, совместно с родителями, дидактических пособий по теме проекта.
II Основной этап:
I блок: Организованная образовательная деятельность
Познавательное развитие
Ознакомление с окружающим миром.
Знакомство с макетом «Перекрёсток на нашей улице»
Цель: знакомство с назначением сигналов светофора. Развитие первичных представлений об улице, дороге, тротуаре и правилах поведения на них.
Формирование элементарных математических представлений.
«Много, мало, одна машина». Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений
Цель: учить внимательно слушать и наблюдать; формировать способность к диалогической речи; учить детей сравнивать количество предметов, используя слова: «много», «мало», «один».
Речевое развитие
«Путешествие в разноцветную страну»
Цель: дать представление о зелёном и красном сигналах светофора; активизировать словарь по теме. Развивать умения различать пространственные направления.
«Беседа и рассматривание макета улицы с транспортом».
Цель: познакомить детей с машинами, дать представление об основных частях машин (кабина, кузов, колеса, руль, двери) и рассмотреть макет улицы.
Чтение и отгадывание загадок о транспорте.
Художественно-эстетическое развитие
Рисование.
«Дорога для машин»- рисование горизонтальной линии не отрывая руки.
«Колеса для машин» – оттиск пробкой
Лепка
«Светофор»
Цель: продолжить знакомить детей с сигналами светофора; изображать три цвета сигналов, формировать умение скатывать шары из пластилина круговыми движениями рук, расплющивать заготовку.
Музыка
Прослушивание аудиозаписи «Голоса машин».
Словесная игра «Изобрази сигнал машины».
Физическая культура (в помещении и на воздухе)
Утренняя гимнастика «Еду, еду к бабе, к деду…»
Цель: формирование и совершенствование двигательных навыков при помощи утренней гимнастики, сохранение и укрепление здоровья ребенка.
Пальчиковая игра «Машина», «Есть игрушки у меня».
Цель: развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе пальчиковой игры.
П/и «По длинной извилистой дорожке»
Цель: учить ходить по шнуру спокойно, не спеша, не боясь.
П/и «Воробушки и автомобиль».
Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.
II блок: Режимные моменты
Чтение художественной литературы
Я. Пишумова «Машины»,
А. Барто «Грузовик»,
Н. Павлова «На машине»,
З. Березина «Светофор»,
И. Токмакова «Поиграем!»
Познавательно-исследовательская деятельность
Просмотр презентации «Транспорт».
Цель: расширить представление детей о видах транспорта; познакомить с воздушным, наземным, водным видами транспорта.
Рассматривание развивающих альбомов и сравнивание разных видов транспорта.
Игра «Волшебный мешочек» (угадай машинку на ощупь)
Рассматривание иллюстраций «На улице города».
Конструктивно-модельная деятельность
Д/и «Собери автомобиль» (разрезные картинки)
Цель: учить детей составлять одно целое из 2-х частей, учить различать собранный вид транспорта.
Д/и «Собери Светофор».
Цель: закрепить представление о назначении светофора, его сигналах. Учить собирать целое из частей.
Игры со строительным материалом «Гараж для большой и маленькой машины», «Строим дорогу для машины».
Игровая деятельность
Д/и «Почини машину».
Цель: учить составлять целое (машина + колесо, ориентируясь на цвет предметов.
Игра – инсценировка «Как машина зверят катала».
П/и «Поезд».
Цель: упражнять детей идти вперед небольшими группами, держась друг за друга, начинать и заканчивать движение по сигналу воспитателя.
Игра «Летает, ездит, плавает».
Цель: закрепить знания о способах передвижения транспортных средств».
С/р игра «Едем на машине»
Трудовая деятельность
«Машины в гараж», «Кубики по местам» – совместная со взрослым уборка игрушек после игры.
Развивающее общение
Просмотр развивающих мультфильмов «Светофор», «Машины на перекрёстке».
Игровая образовательная ситуация «Помоги Мишутке перейти через дорогу».
Рассматривание машины, которая привезла продукты в детский сад.
III блок: Самостоятельная деятельность детей
Игры, рисование, раскрашивание, рассматривание подборок иллюстраций по теме.
Работа с родителями:
Предложить родителям вместе с детьми понаблюдать за работой светофора на перекрёстке, за легковым и грузовым транспортом.
Чтение художественных произведений детям дома по теме «Дорожное движение».
Помощь родителей в изготовлении дидактических пособий по теме проекта, в распечатке раскрасок для занятий по теме проекта.
Помощь в изготовлении макетов «Перекрёсток на нашей улице», «Пешеходный переход».
Беседа с родителями «Пример выполнения правил дорожного движения – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице».
Памятка для родителей «Правила перевозки детей в автомобиле».