ИГРОВОЙ ПРОЕКТ «ЧУДЕСНАЯ ПАУТИНА»

     Материалы авторов печатного сборника практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – МАЙ-2021»

Герасимова Евгения Сергеевна

инструктор по физической культуре

МБДОУ «Детский сад№ 87»

г. Иваново

ИГРОВОЙ ПРОЕКТ «ЧУДЕСНАЯ ПАУТИНА»

КАК УНИВЕРСАЛЬНОЕ ИГРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ В ДОУ

Рекламное сообщение

Общее описание инновационного продукта:

       Формированию инициативности уделяется особое внимание в Новом Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования. ФГОС ДО выдвигает на первое место полноценное проживание ребенком дошкольного детства, при котором он становится субъектом образовательных отношений, а детская инициатива ставится во главу угла – и как средство развития личности ребенка, и как цель. Инициатива дошкольников должна поддерживается в различных видах культурных практик – разнообразных, инициируемых взрослым или самим ребенком, основанных на текущих и перспективных интересах ребенка видах самостоятельной деятельности.

Важным аспектом реализации Стандарта являются требования к психолого-педагогическим условиям реализации ООП ДО. Одним из них является поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.

Как организовать эту поддержку в условиях детского сада?

       Эффективным способом стал игровой проект «Чудесная паутина», который позволил в процессе творческого взаимодействия со сверстниками и педагогами, всесторонне развиваться детям. Игра является коллективной, с одной стороны, с другой – создается универсальное игровое поле (пространство), где при минимуме игровых предметов (клубок – клубки ниток) есть огромная возможность для самовыражения, проявления детской инициативы и фантазии. Данная игра многофункциональна (универсальна) и направлена на развитие самых разных умений и навыков. Подходит для любого возраста и объединяет весь детский сад. Игровой проект может быть применен как компонент непосредственной образовательной деятельности или использоваться в свободной самостоятельной деятельности детей. Это может быть игра малой подвижности, а может быть подвижной игрой, как на улице, так и в помещении.

      Содержательной основой игры является клубок (клубки) ниток, из которого можно создавать паутину, представляющую универсальное игровое поле. Мотивационным фактором для создания волшебной паутины стал паук – Фруктик, «поселившийся» в дошкольном учреждении. Ребята познакомились с новым жителем и выяснили, что паук любознательный и добрый. Всегда готовый с ними играть и делиться своими знаниями! Паутина – созданное образовательное пространство в дошкольном учреждении. Дети вместе с родителями могут задать вопрос паучку или предложить свою игру. Предложения и вопросы для Фруктика, формулируются на стикерах и крепятся прищепками.

Сам процесс игры состоит из трех этапов:

Вовлечение в игру начинается с разматывания клубка и выстраивания паутины. Параллельно, на вступительном этапе, педагог или ребята сами, предлагают игровое упражнение для положительного эмоционального настроя: «Назови мои лучшие качества», «Сделай комплимент», «Расскажи, что любишь», «Чем запомнилось утро» и т.д. Ребята передают клубок, выполняя игровое упражнение и выстраивают паутину. Далее, чтобы паутина стала волшебной и с ней можно было играть педагог (сами ребята) предлагают произнести заклинание (небольшое стихотворение). Содержание стихотворения может быть разным и направленным на познавательное развитие, эмоциональность, развитие артикуляции и т.д.

Основной этап заключается в самой игре. Моделируя игровые ситуации, ребята совершают манипуляции с паутиной, развивая те или иные навыки. Содержание игры может предложить педагог, а могут и сами ребята. Игровые действия с паутиной зависят от приоритетных задач, сформулированных педагогом или потребностью детей, что не менее важно!

Заключительный этап – рефлексия. Ребята с воспитателем сматывают паутину в клубок (способы разнообразны: пройти внизу, перешагивать сверху, перекатывать, перекидывать и т.д.) и отвечают на вопросы педагога «Что понравилось в игре», «Что запомнилось», «Что было самым интересным и почему», «В чем испытал трудности» и т.д. Когда клубок смотан – игра окончена!

Актуальность игрового проекта не только в эффективном способе поддержки детской инициативы, но и в следующем:

– создание насыщенной, многофункциональной, трансформируемой развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей детскую активность;

– создание в повседневной жизни проблемных ситуаций, стимулирующих детей к проявлению собственных идей, новых замыслов;

– создание ситуаций, стимулирующих детей выражать свои желания со своими потребностями и стремлениями, а также привлечение других детей к реализации идей и замыслов сверстников;

– Создание детьми сюжетов, самостоятельность выбора исследуемого вопроса, проблемы в процессе игры;

– создание ситуации успеха, даже если идея и замысел ребёнка не поддерживаются другими детьми и не приводят к высокому результату.

     коллективная играИтогом реализации игрового проекта является то, что было создано единое пространство для поддержки инициативы детей в дошкольном учреждении. Проект развивает навыки общения в коллективе, снимает эмоциональные блоки, стимулирует познавательную активность детей, расширяет их возможности узнать новую актуальную информацию, объединяет всех участников образовательного процесса: детей – педагогов-родителей.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь