Музыкально–литературные вечера как форма патриотического воспитания дошкольников

0
1967

 

Мамкина Светлана Васильевна
Балашова Ирина Фёдоровна
Леонтьева Наталия Владимировна

музыкальные руководители
МБДОУ детский сад№37 «Соловушка»
Старооскольского городского округа

 

 

       В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) обозначено, что дошкольное образование призвано обеспечить объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно–нравственных ценностей.

       В соответствии с ФГОС основная образовательная программа дошкольного образования ДОУ обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

материалы в печатный сборник 

       Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. В последнее время мы наблюдаем большие изменения в стране и в мире. Изменилась сама жизнь, образ мышления людей. Особенно это касается нравственных ценностей и отношения людей к событиям нашей истории. Можно наблюдать, что у детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к семье, Родине.

       Детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Важной гранью воспитания и развития личности дошкольников является эмоционально – чувственное воздействие на ребёнка, а также чувства и переживания, которые вызывают произведения музыкального искусства. Через восприятие музыки у детей развиваются такие качества как благородство, порядочность, уважение к старшим, воспитывается любовь к матери, к Родине, к родному краю, к детскому саду, к труду, дети приобщаются к великим ценностям, к сохранению народных традиций, духовности.

       Как же помочь ребёнку получить устойчивые знания о патриотизме? Чтобы достигнуть определённого результата, необходимо находить нетрадиционные методы и формы воздействия на эмоциональную и нравственную сферу ребенка. Прежде всего, детей нужно заинтересовать, увлечь не чрезмерно назидательно, а естественно и гармонично наполнять их мировоззрение содержанием.

       Введение проектной деятельности в работу с дошкольниками является одним из методов развивающего обучения. Знания, приобретённые детьми в ходе работы над общесадовскими проектами «Дети Белогорья», «Мой город – город воинской славы», становятся достоянием их личного опыта.

       В рамках реализации проектов детского сада, мы, музыкальные руководители, проводим музыкально – литературные вечера различной тематики: «Мой любимый город», посвящённый дню города, «Я помню, я горжусь», «Флаг России», «Песни военных лет», «Как хорошо на свете без войны», «Пусть всегда будет солнце», «Святое Белогорье – Родина моя», «Вечер народных игр и хороводов», «Буду в армии служить», «Наша Родина – Россия», «Старый Оскол – Город воинской славы».

       На музыкально – литературных вечерах мы знакомим детей:

  • с историей Родины, символикой (герб, флаг, гимн);
  • с наследием прошлого (встречи с работниками краеведческого музея Старого Оскола и знакомство с экспонатами музея);
  • с народной музыкой, фольклором, песнями и танцами родного края;
  • включаем в работу региональный компонент (игра на Старооскольских свистульках);
  • разучиваем песни патриотической направленности разного эмоционального содержания такие, как:
  • «Если хочешь быть военным» рус.нар. мелодия;
  • «Три танкиста» (Д. и Дан. Покрасс);
  • «Наденем бескозырки» (Г. Струве);
  • «Мальчишки» (И.Ю. Кириллов);
  • «Бравые солдаты» (А. Филиппенко);
  • «Прадедушка» (А. Ермолова);
  • дети исполняют танцы военно–патриотической тематики такие, как:
  • танец моряков — «Яблочко»;
  • танец десантников «Честь и хвала» (А. Буйнов);
  • танец пограничников «Граница» (О. Газманова);
  • «Синий платочек» (Я. Галицкий);
  • «Моя Россия» (С. Паради).

       Вся работа проходит в тесном сотрудничестве с воспитателями, специалистами детского сада и родителями детей. В памятные даты организуем совместные экскурсии на площадь «Победы» у кинотеатра «Быль», к памятнику маршалу Жукову, к постаментам героям – старооскольцам на аллее Славы с возложением цветов.

       Особую роль в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста имеет работа с родителями, с семьёй. Семейное воспитание на протяжении многих лет считается первоисточником формирования культуры и развития человека. Усилия родителей должны преследовать одинаковую цель – воспитать достойного человека, продолжателя рода, который пронесёт через всю жизнь идеалы и ценности, усвоенные в детстве. В своей работе привлекаем родителей к участию в жизни детского сада – это праздники, музыкально – литературные вечера, встречи с ветеранами и участниками военных действий, где у детей на примере своих близких людей воспитываются чувства любви, гордости и уважения к старшим. Дети ощущают свою причастность к родному городу, краю, стране, её прошлому и будущему.

       Результатом всей проведённой работы является успешное участие детей в муниципальных и межрегиональных конкурсах: «Неугасима память поколений», «Оскольский микрофон», «Юность Оскола», где родители выступают спонсорами и поддержкой для своих детей в их новом начинании.

       Существует такое выражение – «когда говорят пушки, музы молчат» [1.], [2.]. Действительно, искусство и война – кажется, что нет более несовместимых понятий. Однако воспитывать чувство гордости за свою страну можно и нужно через знакомство с музыкальными произведениями, отражающими славу и мощь родной страны, воспевающими её подлинных героев и подающих положительные примеры. Очень важно для детей дошкольного возраста устраивать подобные встречи с музыкой, окрашенной патриотической тональностью. А включение музыкально – литературных вечеров, как части проекта в целях формирования патриотических чувств у дошкольников, является действенным и эффективным.

 

 

 

.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь