Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды для исследовательской деятельности дошкольников

0
234

С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155), исследовательская деятельность дошкольников получила новый виток в развитии. Создание условий для исследовательской деятельности дошкольников играет важную роль в развитии познавательного интереса, открывающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития, способствует формированию научного мировоззрения. Центр экспериментирования – это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения).

Задачи центра:развитие познавательной активности, первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

В центре экспериментальной деятельности должны быть выделены:

1. Место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);
2. Место для приборов , инструментов и приспособлений для опытов с водой, воздухом, светом, магнитами, песком и камнями, растениями.
3. Место для проведения опытов
4. Место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

5. Для поддержки самостоятельности детей необходимо иметь альбом с картинками (памятка) по проведению опытов.

Младший дошкольный возраст

  • Компонент дидактический
  • Компонент оборудования
  • Компонент стимулирующий

– книги познавательного характера для младшего возраста;
– тематические альбомы;
– коллекции: семена разных растений, шишки, камешки,
– коллекции «Подарки (зимы, весны, осени)»,
– «Ткани»;
– песок, глина;
– набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
– материалы для игр с мыльной пеной;
– красители – непищевые (гуашь, акварельные краски);
простейшие приборы и приспособления:
– Лупы, сосуды для воды, “ящик ощущений” (чудесный мешочек), зеркальце для игр с “солнечным зайчиком”, контейнеры из “киндер-сюрпризов” с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
– бросовый материал (веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки);
– семена бобов, фасоли, гороха;

– на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста;

– персонажи, наделанные определенными чертами («Почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Средний дошкольный возраст

  • Компонент дидактический
  • Компонент оборудований
  • Компонент стимулирующий

– книги познавательного характера для среднего возраста;
– тематические альбомы;
– коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки (зимы, весны, осени)», «Ткани», «Бумага», «Пуговицы»;
– Мини-музей (тематика различна, например «Камни», «Чудеса из стекла» и др.);

– песок, глина;
– набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
– материалы для игр с мыльной пеной;
– красители – непещевые (гуашь, акварельные краски);
– семена бобов, фасоли, гороха
– некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)
Простейшие приборы и приспособления:
– лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек), зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
– бросовый материал ( веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки)

– на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста;
– персонажи, наделанные определенными чертами («Почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация.
– карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

Старший дошкольный возраст

  • Компонент дидактический
  • Компонент оборудования
  • Компонент стимулирующий

– схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
– серии картин с изображением природных сообществ;
– книги познавательного характера, атласы;
– тематические альбомы;
– коллекции;
– мини-музей (тематика различна, например «Часы бывают разные», «Изделия из камня»;

– цифровая лаборатория «Наураша» (8 модулей);

– материалы (по разделам): «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина ;
– природный материал ( камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.); – утилизированный материал ( проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.);
– технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.);
– разные виды бумаги (обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.);
– красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
– медицинские материалы (пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл);
– прочие материалы (зеркала, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.);

– некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука);
– сито, воронки;
– половинки мыльниц, формы для льда;
– проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы;
– клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки;
– личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;
– карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя»;

– правила безопасности при проведении опытов;
– персонажи, наделанные определенными чертами («Умный Гном») от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Литература для подготовки рекомендаций:
1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
2. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 – 92

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь