МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

0
1893

     Материалы авторов печатного сборника практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – МАЙ-2021»

Апатенко Наталья Николаевна

Коротенко Елена Валериевна

Шабайдакова Зинаида Сергеевна

воспитатели

МБДОУ ДС №5 «Незабудка»

Старооскольского городского округа

Рекламное сообщение     

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: В статье с позиции деятельностного подхода рассматриваются вопросы формирования информационной компетентности дошкольника средствами метода проектов. В работе выделены пути и методы решения реализации проектной деятельности в ДОУ, а также представлены этапы реализации метода проектов. Внедрение в работу с дошкольниками — метода проектной деятельности, способствует изменению стиля работы с детьми: повышает детскую самостоятельность, активность, любознательность, развивает творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения

Ключевые слова: информационная компетентность, дошкольный возраст, метод проектов.

     В настоящее время востребованными качествами человека становятся способность и умение самостоятельно искать, анализировать и преобразовывать необходимую информацию.

      Успешная интеграция человека в информационное пространство напрямую зависит от того, насколько он компетентен в области поиска и отбора необходимой информации, ее анализа, сохранения и передачи. [1-5]

      Необходимо повышение эффективности дошкольного образования в данном направлении, обеспечивающего вариативность и системность в работе по формированию информационной культуры воспитанников. Установлено, чем раньше начать формирование основ информационной компетентности, тем более эффективными окажутся педагогические воздействия. Качества, привитые в детстве, всегда оказываются очень прочными и активно воздействуют на весь процесс дальнейшего формирования личности.

      Хочется отметить, что у дошкольников реально сформировать умение самостоятельно искать, отбирать, сохранять и передавать необходимую информацию. Более плодотворно это происходит в общении и деятельности ребенка и взрослого. Поэтому процесс формирования информационной компетентности требует взаимодействия взрослого и дошкольника. Целесообразно выделить два основных вида взаимодействия: педагог – ребенок, родители – ребенок.

     Информационная компетентность в дошкольном возрасте обладает определенной специфичностью, которая заключается в следующем:

– испытывать потребность и интерес к получению знаний, умений и навыков в области средств и информации;

–  обладать знаниями о возможных источниках информации;

– осуществлять поиск и сбор необходимой информации, используя различные способы и действия;

– фиксировать полученную информацию;

– интерпретировать информацию, полученную в результате целенаправленного поиска;

– передавать и представлять полученную информацию в общении и совместной деятельности. [2-18]

     Какие механизмы лежат в основе формирования информационной компетентности дошкольника? Очевидно, что формирование компетентности ребенка происходит в общении и деятельности дошкольника – в играх, на занятиях познавательного цикла, в процессе экспериментирования. Вместе с тем, очевидно, что формирование компетентного поведения ребенка зависит не только от рода деятельности.

     По нашему мнению, определяющим является характер взаимодействия педагога и детей. Процесс формирования информационной компетентности должен отражать изменение парадигмы взаимодействия: педагог перестает являться единственным носителем информации. Изменение позиции дошкольника связано с тем, что он начинает учиться у воспитателя и вместе с воспитателем, а не получать от него готовые знания.

     В рамках образовательной деятельности такое суждение и организация познавательной активности с учетом умения работать с разными источниками информации позволяет расширить информационную осведомленность воспитанника и обогатить поле личного опыта.

     Кроме того, ориентация образовательной деятельности на использование различных источников информации должна способствовать формированию у детей навыков сравнения и сопоставления, а необходимость активно осваивать информационное пространство – активизировать развитие умений анализировать и обобщать, классифицировать и систематизировать информацию.

     Таким образом, педагогически целесообразным для формирования информационной компетентности является любой вид деятельности, механизм реализации которого предполагает активность и инициативность ребенка.

    Именно поэтому эффективным средством формирования информационной компетентности дошкольника мы считаем метод проектов.

     Алгоритм реализации метода проектов позволяет решить данную задачу. Это можно проследить на примере работы педагога с семьями воспитанников.

     На предварительном этапе работы разрабатывается положение о проекте, критерии оценки проектных работ.

     На первом этапе у детей создается мотивация к исследовательской деятельности, рассматривается проблема проекта и варианты ее решения. Родителей знакомят с условиями и задачами проектной деятельности, алгоритмами совместной деятельности с детьми. [3-86]

    На втором этапе определяются средства реализации проекта, источники информации и формы презентации на заключительном этапе. Педагог выступает в роли консультанта, советника.

    На третьем этапе родители, дети и воспитатели осуществляют сбор информации и систематизируют ее, далее организуется сама проектная деятельность. Важным условием осуществления совместной деятельности является активное участие ребенка и его интерес.

     На заключительном этапе происходит презентация проектов. Родители и дети демонстрируют результаты совместной деятельности, оценивают успехи и достижения.

     В заключении необходимо подчеркнуть, что метод проектов является одним из эффективных способов формирования информационной компетентности каждого ребенка, взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам формирования компетентного поведения.

     Именно в проектной деятельности дошкольником усваиваются информационные основы знаний, практические умения и навыки, закладывается опыт информационно компетентного поведения.

Список литературы

1.Днепрова Э.Д. Модернизация российского образования: документы и материалы. М.: ГО ВШЭ, 2002. – 96 с.

2.Раввен Д. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М.: Когито – Центр, 2002. – 371 с.

3.Чумичева Р.М. Социальные отношения и эмоциональный мир ребенка. М.: Илекса; Ставрополь: Кавказский край, 2001. – 142 с.

4.Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты //https://eidos-institute.ru/journal/2012/200/Eidos-Vestnik2012-208 Khutorskoy-Khutorskaya.pdf

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь