Материалы авторов печатного сборника практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – МАЙ-2021»
Ковалева Екатерина Сергеевна
воспитатель
МДОУ № 11
г. Черемхово, Иркутская область
ИГРАЕМ – РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ
Одним из условий развития ребенка является правильное формирование речи в дошкольном возрасте. Необходимо работать над развитием всех сторон речи, решая задачи формирования правильного произношения, развития грамматически правильной, связной речи.
Успеха можно добиться через взаимодействие детского сада и семьи. Работа над развитием речи осуществляется в течение всего дня: во время проведения занятий, режимных моментов, прогулки, по дороге в детский сад и из детского сада, в выходные дни. В семье должна быть благоприятная атмосфера для закрепления знаний. Основным видом деятельности является игра. В каждой семье должна быть «Домашняя игротека», состоящая из игр на улице, на кухне и т.д.
Игры по дороге в детский сад.
«Весёлый счет»
Можно проводить во время прогулки с ребенком. При проведении игры закрепляется правильное употребление существительных, умение вести счет. Необходимо именовать каждое число при пересчете предметов: одно дерево, два дерева и т.д., следить за четким проговариванием падежных окончаний числительных и существительных.
«Отгадай предмет по паре других»
Взрослый называет пару предметов, действий, образов, а ребенок отгадывает: папа, мама – это семья; мясо, лук — это котлеты; торт, свечи – праздник и т.д.
Играем всей семьей.
Игра «Вкусные словечки»
Каждое последующее слово начинается со звука, на который заканчивается предыдущее слово.
Игра «Угощение».
Предлагается вспомнить вкусные слова на определенный звук: А – арбуз, ананас; Б – банан, бутерброд и т.д. Слова произносятся взрослым и ребенком по очереди. Для закрепления умения согласовывать существительные с прилагательным предложите ребенку добавить к своему слову признак: «Я угощаю тебя оранжевым апельсином» или числительное «Я угощаю тебя двумя бананами».
С целью введения в речь ребенка антонимов поиграйте в игру «Наоборот». Вопрос: «Лес какой?». «Лес большой – лес маленький, лес старый – лес молодой, лес зимний – лес весенний».
Большое влияние на речь оказывает развитие мелкой моторики рук. Проводя дома упражнения, можно использовать разнообразный подручный материал: бельевые прищепки, пробки от пластиковых бутылок, «сухие бассейны» с горохом, фасолью, рисом.
«Игры с бельевыми прищепками».
Различные геометрические фигуры из разноцветного картона с помощью прищепок превращаются в предметы, силуэт животных, птиц и т.д. Например, овал – в рыбку, приделав ей плавники из прищепок; превратить в ежика, прищепки играют роль иголок.
«Сухой бассейн».
На дне миски с фасолью (рисом, пшеном и т.д.) спрятать игрушки от киндер-сюрприза.
С помощью игр стимулируется действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на речи детей. Поэтому двигательной активности ребенка нужно уделять внимание, играя с ним в игры на развитие координации движений, пространственной ориентации.
«Ловкий зайчик»: предложить ребенку попрыгать на двух ногах с продвижением вперед.
«Сбей кеглю» (бутылку). Сбить кеглю, прокатывая мяч вперед.
«Пройди, не задень». Ходьба на носочках между предметами, поставленными на расстоянии друг от друга. Расстояние можно уменьшать или увеличивать, в зависимости от возможностей ребенка.
Каждую минуту общения с ребенком можно превратить в увлекательную игру, которая будет способствовать развитию речи, формированию личности ребенка, его морально-волевых качеств, станет своеобразным мостиком от мира детей к миру взрослых.