Материалы авторов печатного сборника практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – МАЙ-2021»
Халиуллина Гузалия Сафиулловна
Черемных Лидия Валериевна
воспитатели
МБДОУ «Детский сад №335» г.о. Самара
г. Самара
ПЛЕЙБУК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В современном обществе ребенка трудно удивить, заинтересовать чем-то, когда вокруг мир гаджетов. Для нас, как для педагогов, эта тоже задача нелегкая. Чтобы изучаемый материал эффективно освоился и запомнился, необходимо сконцентрировать внимание и сохранить терпение. Сам же ребенок будет постоянно отвлекаться и стремиться переключиться на другие занятия, процесс обучения не даст ожидаемых результатов, если выбранная форма работы не будет для ребенка, в первую очередь, интересной.
Поддерживать интерес детей можно, если информация будет доступной для их понимания, увлекательной и наглядной. В практике рекомендуется применить такую технологию, как плейбук.
Плейбук-(plau-игра, book-книга) — это книга игр, придуманными взрослыми, взрослыми вместе с детьми, или детьми самостоятельно по определенной теме по мотивам произведения одного или нескольких авторов.
Сам плейбук состоит из:
-обложки с названием темы или названием литературного произведения и автора;
-разворот с текстом или несколькими произведениями по определенной теме;
-страницы-конверты с играми, сделанными взрослыми, детьми вместе с родителями или детьми самостоятельно;
Итак, в дидактическом пособии в доступной форме раскрыта тема космоса, т.к. эта тема наиболее в этом году актуальна в связи с празднованием 60-летия со дня первого полета человека в космос.
Дошкольников всегда привлекает тема космоса, т.к. все неведомое, непонятное недоступное глазу будоражит детскую фантазию и воображение. Данная тема поможет сформировать у детей первоначальное представление о солнце, о звездах, планетах Солнечной системы, и о тех, кто героически осваивает космические просторы.
Т.к. игровая деятельность является ведущим видом деятельности, то целью предлагаемой технологии в работе является расширение, закрепление и обобщение знаний дошкольников о космосе через игры.
Задачи: 1. Систематизирование детских представлений о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах;
- Активизация лексического запаса по теме «Космос»;
- Развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей, их творческого потенциала;
- Воспитание бережного отношения к тому, что есть на нашей планете;
- Воспитание коммуникативных навыков, дружеских взаимоотношений;
В основу плейбука взяты стихотворения Риммы Алдониной, Якова Акима и Юрия Яковлева. После ознакомления с детьми данных произведений открываются страницы, где ждут детей интересные и увлекательные игры.
Можно использовать разные игры. Например, игры с использованием карточек («Угадай по силуэту», «Лото», «Домино»), игры с использованием карточек с изображением событий («Лабиринт», игры «Бродилки», игры «Ходилки», «Потерянный сюжет»). Также детям интересны игры пазлы, найти отличия в картинках и другие. У детей больший интерес появится к играм, если их назвать по теме, которую вы хотите раскрыть перед ними, например, пазлы можно назвать «Загадки космоса», игры ходилки «Загадочный космос» и т.д. Таким образом, у ребенка будет интерес к играм и он тогда сам этого не понимая, будет стремиться узнать больше и добиваться поставленной цели.
В итоге получилось яркое, интересное, универсальное пособие, которое можно использовать при проведении занятий и для индивидуальной работы.
Дошкольник может просто рассматривать его, незаметно для себя повторяя пройденный материал, усваивая важные знания через игры.
Итак, плейбук – незаменимое интерактивное пособие. Каждый его компонент дает возможность сконцентрировать внимание дошкольника на определенно важном аспекте глобальной темы, в данном случае тема «Космос». Действуя с объектами, опираясь на наглядность, ребенок, играя, осваивает важные знания, выделяет важные свойства предметов и объектов и сам получает удовлетворенность от найденного решения.
В ходе использования технологии плейбук дети:
– закрепили и обобщили уже имеющиеся знания о Солнечной системе, о звездах;
– расширили лексический запас;
– научились слушать сверстников, добиваться поставленной цели, играть сообща, выполняя правила игры;
– научились бережно относиться к тому, что есть на нашей планете;
Используя свой опыт, фантазию, желание преподнести детям что-то новое, интересное, можно сделать плейбук по разным областям деятельности, по темам недели, по временам года и т.д. Использование такой технологии в практике даст хорошие результаты в работе. Для детей это очень интересно и познавательно в необычной форме, а для педагогов — это пополнение педагогической копилки.
Список литературы:
- Атемаскина Ю.В., Богословец Л.Г. «Современные технологии в ДОУ»- Санкт-Петербург: Издательство «Детство –Пресс»-2011 г. с.89.
- Гузеев В.В. «Образовательная технология: от приема до философии»- Москва: – сентябрь 1996 г. с. 156.