Метод мотивационных стимулов как инструмент эффективного обучения детей с расстройством аутистического спектра

Арасланова Анна Викторовна
тьютор
Лашина Юлия Викторовна
учитель-дефектолог
МБДОУ ДС № 44 «Золушка»
Старооскольского городского округа

Материалы Регионального научно-практического семинара «Использование прикладного анализа поведения в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра»

 

На сегодняшний день наблюдается тенденция к увеличению числа детей с расстройством аутистического спектра. Существует большое разнообразие методов и подходов в работе с детьми с расстройством аутистического спектра, которое помогают их социализации и обучению различным навыкам.

В нашем дошкольном учреждении работа построена на методах АВА-терапия (applied behavior analysis или метод прикладного анализа поведения) – это научная дисциплина, которая изучает поведение и использует ряд базовых принципов для изменения поведения в лучшую социально-приемлемую сторону.

Прикладной анализ поведения дает возможность систематически изучить поведение ребенка, объективно измерить и описать поведение, определить причину проблемного поведения и составить обоснованный план коррекции. Для изменения поведения используется комплекс стратегий. Одной из основных стратегий обучения, проходящей через всю коррекционную работу является метод мотивационных стимулов.

Основная идея данного метода проста: ребенок выполняет действия, если ему нравятся последствия и не повторяет если последствия ему не нравятся. Другими словами, данный метод позволяет понять, что может быть использовано в роле поощрения (усилителя) помогающие эффективно формировать новые навыки и новое поведение.

Рекламное сообщение

Для выявления предпочтений воспитанника собираем информацию о предпочтения ребенка, проводим анкетирование родителей: (опросник «Выбор поощрения для ребенка», «Определение функции поведения», «Мотивационная шкала», опросник об адаптивных навыках и нежелательном поведении.) Наблюдаем за ребенком во время нахождения в детском саду. Какие игрушки он чаще выбирает, любит ли он внимание физический контакт, в какое помещение он стремится, какие конфеты или печенье он любит.

Практика показывают, что корреляция между мнением родителей о том, что любит ребенок и реальными предпочтениями ребенка составляют всего лишь 15%.

Существует несколько видов тестирования на определения мотивационных стимулов. Метод «Одиночного стимула» заключается в том, что ребенку предъявляется одна игрушка или одно лакомство. Затем ведётся наблюдения что ребенок будет делать с лакомством (съест или выкинет) или с игрушкой (будет с интересом играть на протяжении определенного времени или даже не дотронется до нее).

Чтобы провести такое тестирование предпочтений педагог или родитель начинает свою работу с составления таблицы с названиями предметов и таблицы с названиями лакомств. Пищевые стимулы всегда тестируются отдельно.

Далее предлагаем ребенку один предмет или лакомство (то есть стимул)

– если ребенок съест кусочек лакомства, то рядом с названием ставим «+». Если ребенок начнет играть с игрушкой, то рядом с названием этой игрушки поставить плюс, а также измеряем и записываем, как долго ребенок играл с игрушкой.

Чем больше плюсов около одного стимула, тем больше вероятность, что оно будет работать как усилитель.

Следующий метод «Попарная оценка предпочтений» состоит в том, что ребенку предъявляется одновременно два стимула (пара), ребенку нужно выбрать один из них.

Не следует смешивать предметы и лакомство в одном тестировании. Рекомендуется провести тестирование одно для пищевых предпочтений и одно для непищевых.

Используя метод «Множественного выбора» тьютор, педагог или родитель собирает комплект из 7 мотивирующих стимулов. Во время выбора педагог долен обратить внимание на следующие параметры: какой предмет ребенок выбирает первым, вторым, третьим и так далее все это мы фиксируем в бланке «Оценки мотивационной значимости стимулов» и как долго ребенок играет с определенным предметом. После тестирования выстраивается иерархия мотивирующих стимулов. Первые три стимула которые выбрал ребенок будут самыми предпочтительными и будут работать как усилители.

В коррекционной работе необходимо четко понимать особенности поведения ребенка и осознавать какая мотивация является для ребенка источником позитивных и негативных эмоций (а значит и стимулом к выполнению или отказу от деятельности). Стимулы (усилители) которые увеличивают вероятность появления поведения можно разделить на следующие группы:

  • первичные: еда, сон, вода; возможность двигаться;
  • вторичные: похвала; прикосновение другого; (непобедимы нам для жизни)
  • предоставление внимание; занятия, игрушки; (самым распространённым стимулом моет стать похвала, щекотка)
  • обобщенные: знаки отличия; награды; жетоны.

Все мотивирующие стимулы стоит держать под рукой, чтобы моментально поощрять ребенка, когда он демонстрирует нужное поведение. При этом необходимо аккуратно пользоваться пищевыми наградами во избежание перенасыщения. Это важно нам не только на физиологическом, но и на эмоциональном, психологическом уровне.

В целом методика поощрений должна пройти путь от предоставления материальных объектов до естественной мотивации, выраженной социальным одобрением, а в конце до самостимуляции, оценки своих действий и способности принимать решения.

Используя принципы (методы) ABA в работе с ребенком, испытывающим сложности в развитии, мы действительно можем помочь научить ребенка общению, самостоятельности, игре, и тем самым помочь ему адаптироваться в большом мире.

 

 

Скачать (PDF, 1.1MB)

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь