ДОБРОЕ ДЕЛО – СЛОВНО СОЛНЫШКО ПРИГРЕЛО

социальный экологический волонтерский проект

Катерешина Татьяна Александровна
Рощупкина Ирина Викторовна
воспитатели
Федорова Елена Николаевна
инструктор по физической культуре
МБДОУ ДС № 27 «Березка»
Старооскольского городского округа

Материал для Всероссийской научно-практической конференции “Интегрированные формы организации детской деятельности. Волонтерство в условиях ДОО”

 

Пояснительная записка. Волонтерская деятельность связана с социальной работой, основанная на желании человека оказать помощь. (Волонтёрство (от лат. voluntarius — добровольный) вид деятельности, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение (Википедия). Основным мотивом, побуждающим детей к волонтёрской деятельности, является желание помочь взрослым. В дошкольном возрасте дети начинают понимать значение слова «помощь». Помощь в уборке на территории детского сада, посадке цветов. Для волонтёра – ребенка ценны такие качества личности как трудолюбие, доброжелательность к окружающим, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие [2, стр.14].

Паспорт проекта.

Тема проекта. «Доброе дело – словно солнышко пригрело».

Вид проекта: информационно-познавательный, творческий, социальный.

Рекламное сообщение  

Продолжительность: средней продолжительности (3 месяца).

Участники проекта: дети средней группы №7 «Пчёлка» МБДОУ № 27 «Берёзка», воспитатели группы, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Цель проекта: формирование экологической культуры, основ экологического волонтёрского мировоззрения у дошкольников.

Задачи проекта.

Образовательные. Совершенствование условий для эффективного экологического образования дошкольников, способствующего воспитанию экологической культуры и осознанного отношения к природе [1, стр.67].

Развивающие. Развитие познавательного интереса ко всему живому, желание получать новые знания через наблюдение и экспериментирование в процессе поисково-познавательной деятельности.

Воспитательные. Воспитание осознанного, экологически целесообразного отношения к природе; бережного отношения ко всему живому [4, стр.57].

Формы работы с детьми: организованная образовательная деятельность познавательного цикла; чтение литературы; рассматривание энциклопедий; просмотр презентаций, мультфильмов, видеофильмов по теме, экологические беседы; слушание музыки, голосов птиц, выставки детских творческих работ; наблюдения за природой; продуктивная деятельность; исследовательская деятельность; игровая деятельность; проблемные ситуации; досуги.

Ресурсное обеспечение проекта: уголок природы в группе, участок на территории, экологическое оборудование, методический инструментарий.

Предполагаемые результаты: у дошкольников расширятся представления об экологическом волонтерском движении. Сформируются навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними; представления о профессии – эколог, волонтер, лесничий. Появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. Понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно — эстетическом и практическом значении для человека [2, стр.84].

Проблемное поле. Современному обществу нужна социально зрелая личность, обладающая милосердием, гуманностью, умением оказывать практическую помощь природе.

Этапы проекта. Этапы реализации проекта: подготовительный, основной, заключительный.

1 этап – подготовительный (декабрь 2021г). Создание необходимых условий для реализации проекта. Постановка целей и задач, предварительная работа с детьми. Накопление методических материалов. Создание развивающей среды. Выбор форм работы с родителями.

2 этап – практический, основной. Реализация намеченных планов (январь-февраль 2022 г). Проведение комплекса мероприятий по теме проекта, включающих работу с детьми, самостоятельную  деятельность дошкольников, работу с родителями.

3 этап – заключительный: подведение итогов, анализ ожидаемого результата. Презентация образовательного экологического проекта.

Модель реализации проекта.

Познавательное развитие. ОДД: «Кто такие волонтёры», «Если кому-нибудь нужна твоя помощь», «Спешите делать добрые дела», «Жизнь птиц в зимний период», «Как люди помогают лесным обитателям», «Как звери в лесу зимуют», «Лес – это дом для многих жильцов». КВН «Мы – друзья природы». Опыты и эксперименты с водой. Наблюдения в природе. Дидактические игры: «Кто что делает зимой», «Найди ошибки», «Помоги природе», «Найди по следу». Беседы: «Красная книга природы», «Помоги птицам». Телестудия. «Диалоги животных и птиц».

Речевое развитие. ООД: Составление рассказа по картине «Помощь зимующим птицам» из серии «Картины из жизни диких животных». Рассказывание из личного опыта «Как я помогаю птицам зимой». Беседы: «Как человек помогает животным зимой», «Мои любимые сказки о животных». Чтение художественной литературы: С. Михалков «Ёлочка», В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?», «Синичкин календарь», «Прячутся» и др. Разучивание пословиц, стихотворений, загадок о птицах, животных родного края. Выставка книг на экологическую тематику.

Художественно-эстетическое развитие. Рассматривание открыток и иллюстраций на тему «Природа родного края». ООД. Рисование: «Птичьи домики», «Какую пользу принесу я планете?» Аппликация «Птичья столовая». «Снегирь на ветке». Лепка: «Кто к кормушке прилетел», «Моё любимое животное». Творческая мастерская: Изготовление знака «Не сорите!», памятки «Последствия влияния мусора на природу». Оформление макета «Зимняя столовая». Рассматривание репродукций картин русских художников. Разучивание песен, хороводов.

Физическое развитие. Подвижные игры экологической направленности: «Поможем природе», «Очистим лес от мусора», «Дед Мазай и зайцы», «Пожар», «Кукушка»; зимние забавы. Физкультурный досуг: «Враг природы тот, кто её не бережёт».

Социально-коммуникативное развитие. Акция «Гостеприимная кормушка». Акция «Зелёная ёлочка – живая иголочка». Беседы: «Кто может обидеть ель и как мы поможем ей?», «Станем юными защитниками природы». Игровые – ситуации: «Лютый холод». Драматизация сказок: «Заюшкина избушка», «Лиса и волк», «Рукавичка». Пальчиковый театр «Зимовье зверей». Трудовая деятельность: заготовка корма для птиц, подкормка птиц, окучивание снегом деревьев, расчистка дорожек от снега, сгребание снега в кучи, посадка лука, рассады цветов.

Самостоятельная деятельность детей. Рассматривание альбомов «Как звери в лесу зимуют», «Зимующие птицы нашего края», энциклопедий. Рисование и ручной труд на экологическую  тематику. Сюжетно – ролевые игры «Путешествие на Север», «Доктор Айболит», «Поможем птицам», «Экологическая телестудия». Уход за комнатными растениями, наблюдение за посадками лука, цветов. Наполнение кормушек кормом. Настольно-печатные игры «Зимние запасы», «Наряди елочку», «Собери картинку», «Кому что нужно?» и др. Изготовление памяток – листовок «Покормите птиц зимой».

Работа с родителями. Проведение консультации на тему: «Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников», «Природа и нравственное воспитание детей». Круглый стол «Сбережём родную природу». КВН «Что мы знаем о природе и её охране?». Проведение бесед экологического содержания. Участие в выставке поделок «В лесу родилась ёлочка», «Природа и фантазия». Привлечение к изготовлению кормушек, их наполнению, участию в природоохранных акциях.

Полученный результат реализации проекта: сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта; повышение общей экологической культуры дошкольников; формирование компетенций о волонтёрской деятельности, нравственно-экологического отношения к окружающей действительности; итоговое открытое мероприятие «Доброе дело – словно солнышко пригрело»; презентация и фотоотчёт по проекту.

 

Скачать (PDF, 3.11MB)

 

Список литературы:

  1. Николаева С.Н. «Юный эколог. Программа экологического воспитания в детскомсаду». – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; 2010. -254с.
  2. Чернякова Н. «Экологическая работа в ДОУ». – Сфера, 2010. – 153с.

3.Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М. Просвещение; 1991. -358с

3.Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!»: Детство – пресс, 2002.-210с

  1. Вераксы Н.Е., Васильева М.А., Комарова Т.С. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой; «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2014. – 345с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь