Математические ситуации для детей дошкольного возраста

0
4093

Математические ситуации для детей дошкольного возраста​

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №12 города Шебекино Белгородской области»

Подготовила:воспитатель Кудрявцева О.В.

Ситуации, знакомящие детей старшего дошкольного возраста со смыслом и обозначением действия сложения.

1.Задание. Возьмите три морковки и два яблока (наглядность). Положите их в корзину. Как узнать, сколько их вместе? (Надо сосчитать).

Рекламное сообщение     

Цель. Подготовить дошкольников к пониманию необходимости выполнения дополнительных действий (в данном случаев — пересчет) для определении общего количества предметов совокупности.

2.Задание. На полке стоят 2 чашки и 4 стакана. Обозначьте чашки кружками, стаканы квадратиками. Покажите, сколько их вместе. Сосчитайте.

Цель. Подведение дошкольников к пониманию смысла операции объединения, а также обучение переводу словесно заданной ситуации в условную предметную модель.

3.Задание. Из вазы взяли 4 конфеты и 1 вафлю. Обозначьте их фигурками и покажите, сколько всего сладостей взяли из вазы. Сосчитайте.

Цель. Подведение дошкольников к пониманию того, что смысл ситуации определяется не «главным словом», а соотношением между данными и тем, что требуется найти.

Ситуации, моделирующих увеличение на несколько единиц множества, сравниваемого с данным множеством

1.Задание. У Вани три значка. Обозначьте значки кружками. Ему дали еще, и у него стало на один больше. Что надо сделать, чтобы узнать, сколько у него теперь значков? (Надо один добавить.) Сделайте это. Сосчитайте результат.

Цель. Учить дошкольников составлять условную предметную модель словесно заданной ситуации и соотносить словесную формулировку «больше на» с добавлением элементов.

2.Задание. У Пети было два игрушечных грузовика. Обозначьте грузовики квадратиками. И столько же легковых машин. Обозначьте легковые машины кружками. Сколько вы поставили кружков? На день рождения Пете подарили еще одну легковую машину. Обозначьте их кружками. Каких машин теперь больше? Покажите, на сколько больше.

Цель. Учить детей составлять условную предметную модель словесно заданной ситуации и соотносить словесную формулировку «столько же» с соответствующим предметным действием.

3.Задание. В одной коробке шесть карандашей, а в другой на один больше. Обозначьте карандаши из первой коробки зелеными палочками, карандаши из второй коробки — красными палочками. Покажите, сколько карандашей в первой коробке, сколько во второй. В какой коробке карандашей больше? Меньше? На сколько?

Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель словесно заданной ситуации и соотносить словесную формулировку «больше на…» с соответствующим предметным действием в отношении совокупности, сравниваемой с данной.

Ситуации, знакомящие детей 5-6 лет со смыслом и обозначением действия вычитания

1.Задание. Удав нюхал цветы на полянке. Всего цветов было семь. Обозначьте цветы кружками. Пришел Слоненок и нечаянно наступил на два цветка. Что надо сделать, чтобы показать, что случилось? Покажите, сколько цветов теперь сможет нюхать Слоненок.

Цель. Подводить дошкольников к пониманию смысла ситуации удаления части множества. Учить моделировать эту ситуацию на условной предметной наглядности, помогающей абстрагироваться от несущественных частных признаков предметов и сосредоточиться только на изменении количественной характеристики ситуации.

2.Задание. У Мартышки было шесть бананов. Обозначьте их кружками. Несколько бананов она съела, и у нее стало на четыре меньше. Что надо сделать, чтобы показать, что случилось? Почему вы убрали четыре банана? (Стало на четыре меньше.) Покажите оставшиеся бананы. Сколько их?

Цель. Учить дошкольников составлять условную предметную модель словесно заданной ситуации и соотносить словесную формулировку «меньше на…» с удалением элементов.

3.Задание. У жука шесть ног. Обозначьте количество ног жука красными палочками. А у слона на две меньше. Обозначьте количество ног слона зелеными палочками. Покажите, у кого ног меньше. У кого ног больше? На сколько?

Цель. Учить дошкольников составлять условную предметную модель словесно заданной ситуации и соотносить словесную формулировку «меньше на…» с соответствующим предметным действием в отношении множества, сравниваемого с данным множеством.

4.Задание. На одной полке пять чашек. Обозначьте чашки кружками. А на другой — восемь стаканов. Обозначьте стаканы квадратиками. Поставьте их так, чтобы сразу было видно, чего больше, стаканов или чашек? Чего меньше? На сколько?

Цель. Учить дошкольников составлять условную предметную модель словесно заданной ситуации и учить соотносить словесную формулировку «на сколько больше» и «на сколько меньше» с процессом сравнения множеств и количественной оценкой разницы числа элементов.

Ситуации, знакомящие детей 5-6 лет со знаками действий

Цель. Учить дошкольников составлять условную предметную модель словесно заданной ситуации. Знакомить со знаком сложения

Материалы. Фланелеграф, несколько вариантов готовых моделей, карточки с цифрами и знаками действий, «Дидактический набор».

1.Задание. Сейчас я расскажу вам одну историю. Жил-был во дворе воробей. (Педагог выставляет изображение птички на фланелеграфе по ходу рассказа). Он любил по утрам сидеть на рябине и ждать, когда дети выйдут на прогулку и принесут ему крошки. Однажды прилетел он утром на рябину и видит: сидят там вот такие гости. (Педагог выставляет на фланелеграф карточки с изображением снегирей — на каждой карточке один снегирь.) Кто это? (Снегири.) Прилетели из леса и клюют рябину. Рассердился воробей: «Вы чего мою рябину едите?» А снегири говорят: «Не гони нас, воробей. Голодно в лесу, холодно, всю рябину уже съели, позволь здесь покормиться, а то мы погибнем». Не стал воробей жадничать. «Ладно, ешьте, — говорит, — а мне дети из садика крошек хлебных принесут, накормят». Так и остались они на рябине. Сколько воробьев? (1) Сколько снегирей? (3). Возьмите необходимую модель, что у вас один воробей и три снегиря. Дети должны самостоятельно найти необходимую модель: одна и три. Педагог у каждого спрашивает: «Где у тебя воробей? Где видно, что три снегиря?»

Когда дети справятся с заданием, группу-заместитель выкладываем на фланелеграфе с объяснением: воробей отличается от снегирей, значит, фигурка должна быть другая. А как назвать, одним словом воробья и снегирей? (Птицы.)

Теперь обозначим количество птиц математически с помощью чисел. Какие числа надо взять? (1 и 3). А теперь я вам покажу, как обозначить, что они дружно сидят на дереве. Математики используют такой знак: «+» (плюс). Действие, которое обозначается этим знаком, называется «сложение». Такая запись «1+3» говорит, что мы собрали их вместе и сосчитали. Математики говорят «сложили». А всего, сколько у нас птиц? (4).

Цель. Учить соотнесению математического выражения и сюжетного рассказа. Учить детей переводу символической модели в предметную, а затем в словесную.

2.Задание. Воспитатель предлагает детям составить рассказ по такой записи: 2 + 1. Хотите опять про птиц, хотите про что-нибудь другое. Педагог помогает детям составить рассказ вида: «У Маши было две конфеты, ей дали еще одну».

— У вас нет цифр, обозначьте то, о чем говорится нужной моделью.

— Я буду составлять на фланелеграфе запись, а вы — подберите нужную модель.

Педагог составляет из карточек на фланелеграфе выражения (по одному) 2 + 3; 3+1; 4 + 2; 3 + 3; 4+1.

Каждое выражение дети моделируют и составляют соответствующий рассказ.

3.Задание. В вазе четыре тюльпана белых и три розовых. Обозначьте число белых тюльпанов цифрой; число розовых тюльпанов цифрой. Какой знак нужно поставить в записи, чтобы показать, что все тюльпаны стоят в одной вазе? Составляется запись: 4 + 3.

Такую запись называют «математическое выражение».

Ситуации, знакомящие детей 5-6 лет со знаками действий

Цель. Уметь сосредотачивать внимание детей на изменениях количественных характеристик ситуаций. Соотносить предметную ситуацию с записью действия, знакомить с действием вычитания и знаком вычитания

Материалы. Фланелеграф, модели, изображения предметов.

1.Задание. Педагог выставляет на фланелеграф несколько любых предметов. По его просьбе дети закрывают глаза, а он в этот момент убирает предметы на фланелеграфе. Затем дети должны сказать, что изменилось: убрали, стало меньше. Изображения предметов надо брать одинаковые. Каждый раз педагог просит детей объяснить, почему они так думают. (Было 5 яблок. Теперь стало 3. Стало меньше, значит, яблоки убрали.).

— Запомните, сколько яблок. Закройте глаза. (Педагог убирает 2 яблока.) Что я сделала? (Убрали 2 яблока). Изменилось ли количество? (Да. Стало меньше). Найдите нужную модель. Сколько было яблок сначала? (6). Сколько я убрала? (2). Можно ли поставить между ними знак «+»? (Нет. Этот знак ставят, когда добавляют, а вы убрали). Верно. В этом случае используют другой знак: «-» (минус). Он означает, что первоначальное количество уменьшилось.

Педагог объясняет запись ее математическими символами.

— Запись читают так: «От шести отнять два». Это значит, что мы убрали 2. Сколько же осталось? (4).

Цель. Соотносить предметную ситуацию на вычитание с записью действия.

2.Задание. Меняем предметы.

— На столе 4 апельсина. Закройте глаза. (Убирает 3). Что я сделала? Кто может составить модель? (Дети составляют модель). Теперь составим запись. (Дети составляют запись и объясняют употребление знака «-».) А сколько их осталось? (1).

Ответ во всех случаях получен пересчетом.

Цель. Уточнять представление о действии сложения и вычитания. Учить быть внимательным. Соотносить предметные ситуации на сложение и вычитание с выбором знака действий.

Материалы. Фланелеграф, наборы фигур. У детей набор моделей, математический набор.

3.Задание. Педагог выставляет на фланелеграф 2 рыбки.

— Я буду изменять ситуацию, а вы будете показывать мне модель и знак, с помощью которого можно записать то, что я сделала.

Педагог меняет ситуацию (молча). Дети показывают модель и знак «+» или «-», объясняя, почему надо употребить этот знак, Например: надо взять «+», так как вы добавили рыбок, их стало больше, и т. д.

Цель. Соотносить предметную ситуацию на сложение и вычитание с записью действия (составлением выражения).

4.Задание. Если дети хорошо справляются с предыдущим заданием и верно выбирают знак в любой ситуации, педагог предлагает им подобрать модель и составлять все выражение целиком. Постановку каждого числа просим объяснить. Например: педагог выставляет на фланелеграф 3 цветка, затем добавляет 2 цветка. Дети составляют запись: 3 + 2.

— Что означает число 3 в этой записи? (Сначала было 3 цветочка). Что означает число 2 в записи? (Добавили 2). Почему поставили «+»? (Цветочки добавили, их стало больше.)

Педагог предлагает для моделирования различные ситуации на употребление знаков «+»и «-».

Цель. Развивать зрительно-моторную координацию, восприятие и воображение.

Материалы. Образец рисунка, рамка с геометрическими прорезями, альбомный лист и цветные карандаши.

5.Задание. Педагог показывает детям образец рисунка и просит с помощью рамки самостоятельно нарисовать модель, соответствующую записи 2 + 5. Дети рисуют модель по образцу, самостоятельно подбирая их количество. По завершении работы педагог просит каждого ребенка пояснить свой рисунок.

Ситуации, знакомящие детей 5-6 лет со знаком равно.

Цель. Уметь сосредотачивать внимание детей на изменениях количественных характеристик ситуаций. Закрепить знания по соотношению предметной ситуации с записью действия, знакомить со знаком равно.

Материалы. Фланелеграф, модели, изображения предметов.

1.Задание. Педагог предлагает дошкольникам выбрать модель и озвучить ее по собственному желанию. Поставить необходимый знак вычислительного действия. Затем предлагает дополнить модель результатом вычисления.

— В этом случае используют еще один знак: «=» (равно). Он означает результат вычисления.

Педагог объясняет запись ее математическими символами.

— Запись читают так: «От шести отнять два равно четыре». Это значит, что от 6 убрали 2, осталось 4.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь