МАСТЕР-КЛАСС «ТЕСТОПЛАСТИКА, КАК ОДИН
ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДОШКОЛЬНИКАМИ»
Черноусова Наталия Валериевна,
педагог-психолог МБДОУ ДС № 28 «Ладушки».
Коронных Ирина Владимировна,
педагог-психолог МБДОУ ДС № 57 «Радуга».
Димчева Надежда Борисовна,
педагог-психолог МБДОУ ДС № 25 «Троицкий»
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов посредством использования арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического здоровья у дошкольников.
Задачи:
- познакомить участников мастер-класса с опытом использования тестопластики и применением метода на практике;
- способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы;
- создать положительный эмоциональный климат у участников мастер-класса.
Ход мастер-класса.
Добрый день, уважаемые педагоги! Тема нашего мастер-класса «Тестопластика, как один из методов арт-терапии в работе педагога-психолога с дошкольниками».
В настоящее время эмоциональное состояние детей и взрослых вызывает тревогу. На детей обрушивается огромное количество информации. В связи с этим дети испытывают психоэмоциональные нагрузки. Всё это приводит к тому, что на сегодняшний момент необходимо искать новые средства психолого-педагогической поддержки предупреждения негативных эмоций у детей и взрослых.
Для обеспечения психоэмоционального комфорта ребёнка в ДОУ предлагаем использовать одно из направлений арт-терапии – тестопластику, т.е. лепку из соленого теста.
Тестопластика сегодня актуальна, т.к. целительное влияние зёрен, муки, соли, а также солёного теста на организм человека было известно на Руси с давних времен.
Лепка из такого нетрадиционного и доступного материала как солёное тесто, очень увлекательный для ребёнка вид деятельности. Эта методика полезна всем детям, но особенно детям с аллергопоталогией, гиперактивным, тревожным, детям со страхами, так же дошкольникам с ОВЗ.
Какое же преимущество тестопластики?
Мука и соль – природные, экологически безопасные продукты, при соединении которых получается чудесный материал для лепки и моделирования – пластичный, лёгкий, безвредный и очень комфортный.
Солёное тесто легко принимает любую форму, создаёт психологический комфорт на тактильном уровне. Детям, почти всем без исключения, нравится лепить, Тесто, в отличии от пластилина, более приятное на ощупь, обладает большей пластичностью (более податливо), ему можно придать желаемый цвет, а также с бытовой точки зрения оно более безвредно для ребенка и легче поддается очищению.
Как сделать соленое тесто?
Мука – 300 гр. (2 чашки)
Соль – 300 гр. (1 чашка)
Вода – 200 гр. (200 мл)
Мука и соль идут в пропорциях 1:1 по весу! Мука: лучше всего пшеничная высшего сорта. Соль: лучше «Экстра». Вода: должна быть чистой и холодной.
Лепить изделия можно как из белого, так и из цветного теста.
Можно добавить краситель в воду в самом начале. Либо в кусочек уже вымешанного теста.
Работу с элементами тестопластики можно уже начинать с детьми 2-3 лет. 3-летний ребенок, начиная лепить, не имеет никакого замысла, он просто мнет тесто в руках, режет, отщипывает, расплющивает, т. е. играет с ним. Тем самым это прекрасно координирует движение рук, способствует развитию речевых навыков, развивает образное мышление и воображение ребенка. Перекладывание и сжимание теста в ладошках; катание колобка в ладошках; надавливание на колобок – получение лепешки; скатывание лепешки в колбаску.
Предлагаемые методические приемы с использованием солёного теста дают хорошие результаты по коррекции агрессивного и демонстративного поведения дошкольников. Хочется остановится на тех методах и приемах, которые можно использовать в работе с детьми.
На первых занятиях знакомим детей с тестом. Дети могут подействовать с тестом: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте: твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т. д.
Из техники окрашивания можно сделать ритуал входа в сказку: «Расскрашиваем настроение»: «Превращаемся в волшебников. Кусочек теста скатаем в шарик, делаем в нем небольшое углубление, выбираем понравившийся цвет краски и заполняем это углубление, теперь зажмем два края и начинаем мять тесто, пока оно полностью не закрасится. Вместе с краской мы даем этому бесцветному материалу немножко своего настроения, а тепло ручек помогает его закрасить».
С целью развития воображения, умения концентрироваться, улучшению эмоционального состояния, можно использовать упражнение «Волшебный колодец».
Детям предлагается скатать из соленого теста бревна и построить колодец такой высоты, какая получится. После окончания работы предложить ребенку закрыть глаза, расслабиться, а потом мысленно нырнуть в колодец и оказаться в совершенно незнакомом месте. Внутри созданного колодца будет голубеть чистая колодезная «водичка». Пусть он опишет место, в котором окажется или загадать желание.
Еще одно упражнение – «Цветущий пень». Ребенку предлагается вылепить пень, а затем из цветного теста вырастить на нем цветы. Дети придумывают:
– Как измениться настроение пня, когда на нем появляются цветы?
– А что необходимо сделать, чтобы у человека было такое настроение? Используя соленое тесто, ребенок может создать различные образы (птица счастья, меч – кладенец, шкатулка, дракон, паук и др.) и почувствовать себя настоящим творцом. Таким образом можно работать и со страхами, обидами, трансформировать отрицательные моменты в положительные, улучшить настроение.
Практическая часть. Упражнение «Цветок».
А теперь пофантазируем немного. Сядьте, пожалуйста, поудобнее. Почувствуйте спинку стула, почувствуйте под ногами пол, руки расположите поудобнее. Закройте глаза и постарайтесь увидеть волшебный сон. Попробуйте представить себе какой-нибудь цветок. Он может расти у дома, на лугу, в лесу. Любой цветок, который вы когда-нибудь видели или который вам рисует ваше воображение. Все, что вы представите, — это хорошо. После того как представили, можете открыть глаза и перейти к столу.
На столе лежат разноцветные кусочки волшебного материала. Попробуйте слепить тот цветок, который вы увидели в волшебном сне. После выполнения положите свои работы на стол.
Посмотрите, какая у нас получилась цветочная поляна. Давайте сейчас каждый расскажет про свой цветок: где он растет, какой он.
Рефлексия.
– Что почувствовали, когда работали, что хотите взять в свой арсенал?
– Что вам мешало?
– Какие упражнения вызвали интерес?
В завершении нашего мастер-класса предлагаю вам мысленно положить на левую руку всё, то с чем вы пришли сегодня, свой багаж настроения, мыслей. Знания, опыта, а на правую руку – то, что вы получили на этом занятии нового.