Пономаренко Юлия Александровна,
Кокурина Юлия Александровна,
Буряковская Галина Николаевна,
воспитатели
МБДОУ ДС № 57 «Радуга»
Старооскольского городского округа
В данной статье рассмотрены: важность арт-терапии для дошкольников; техники и приемы, применяемые в работе воспитателя в дошкольных учреждениях.
Ключевые слова: арт-терапия, дошкольники, дошкольное учреждение.
Под арт-терапией следует понимать собой технологию развития и лечения с помощью художественного творчества. А также – это отличный метод безболезненно для других выразить свои чувства и эмоции. Арт-терапия воспитанников — это эффективный и простой метод психологической поддержки, который сформирован на творчестве и игровой сфере.
Формирование способности самовыражения и самопознания через развитие личности является основной целью арт-терапии, что разрешает исцелять психику дошкольника, знакомит с окружающим миром.
Арт-терапия предлагает воспитаннику сформировать свои эмоции и чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Благодаря этому, ребенок обретает свою цельность, оригинальность и индивидуальность.
Педагоги и родители дошкольного учреждения вовлечены в инновационные процессы, которые являются новым содержанием дошкольного образования, а также формами, методами и приёмами работы с детьми.
Результативностью педагогической диагностики являются общие для всей направленности недостатки развития речи. Стало известно, что нарушения речи у дошкольников, не являются исключительно логопедической проблемой, речь ограничивает возможности познания детей. Совместно с речевой сферой страдает эмоциональная, а также сенсорно-перцептивная сфера дошкольника. Работа с такими детьми, в которой применяются обычные методы и приёмы, не всегда даёт эффективные результаты.
Исходя из этого, важно использовать новые технологии, которые одновременно обеспечивают познавательное развитие дошкольников и стимулируют их речевую активность. Несущей особые развивающие и коррекционные возможности, является технология, которая называется арт-терапия.
Междисциплинарный метод арт-терапии, соединяет в себе различные области – психологию, педагогику, медицину и т.д. Арт-терапия многофункциональна:
- во-первых, арт-терапевтическая среда психологически безопасна, а также безоценочна и свободна;
- во-вторых, с помощью творчества дошкольника можно проследить динамику речевого и познавательного развития;
- в-третьих, арт-терапия является осознанием собственной ценности.
Средством невербального общения можно отнести арт-терапию, что делает ее важной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью и кому очень сложно в словах выразить свои мысли.
Задачами влияния арт-терапии на познавательно-речевое развитие воспитанников являются:
- Использование методов арт-терапии, познавательно-речевого развития.
- Применение ресурсов сказкотерапии, которые положительно влияют на обучение, воспитание, развития личности, коррекции речи, поведения.
- Формирование культурного наследия через музыку и живопись, а также расширить кругозор дошкольников.
- Развитие уверенности в себе, креативности.
- Воспитание доброжелательности и контактности в отношениях со сверстниками.
- Развитие тактильной чувствительности, восприятия, мышления, воображения.
- Обучение новым приемам рисования.
- Снятие мышечного и эмоционального напряжения .
К видам арт-терапии, которые влияют на познавательно-речевое развитие, можно отнести:
– цветотерапия (формирование у воспитанников внимания и сосредоточения);
– песочная терапия (развитие мелкой моторики, которая закрепляет речевые навыки дошкольников);
– игротерапия (способность развития общения, создание близких отношений со сверстниками, поднимает самооценку воспитанников);
– музыкотерапия (формирование целенаправленного развития речевого напрвления);
– сказкотерапия (способность коррекции проблем и развитие личности дошкольника);
– терапия с помощью воды (дает возможность при трудностях с адаптацией, что обогащает эмоциональный опыт воспитанника).
Можно отметить, что занятия с дошкольниками с помощью арт-терапии, проходят очень интересно и насыщенно, потому что взаимоотношения с детьми строятся на игровом сюжете, где дошкольники выполняют указанные задания воспитателя. Кроме того, с помощью арт-терапии можно заинтересовать малоактивных дошкольников, чтобы ребенок был активным участником педагогического процесса, а не пассивным слушателем.
В работе с воспитанниками, можно использовать следующие техники арт-терапевтического характера:
– марания;
– штриховка;
– рисование с помощью пальцев;
– рисование предметами окружающего пространства;
– рисование под музыку;
– каракули;
– монотипия;
– рисование на мокрой бумаге.
Здоровьесберегающей технологией в работе с детьми легко можно отнести арт-терапию. Это отличный метод работы с воспитанниками с различными способностями, который позволяет каждому дошкольнику взаимодействовать со своей ступенью.
Арт-терапия может использоваться для навыков речи и является отличным фактором для определения самооценки и укрепления уверенности в себе. А также оказывает влияние на становление дошкольника как личности общества, способствует сохранению и укреплению психического здоровья детей и развивает творческое начало, а именно, затрагиваются все направления, относящихся к Основной образовательной программе детского дошкольного учреждения.
В новом направлении педагогической практике является арт-терапия, которое объединяет арт-терапию и обучение. Так же имеют мощные возможности, актуализация которых имеют актуальность кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности дошкольника, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности воспитателя и воспитанника.
Использование методов арт-терапии имеет потенциалов неформально реализовывать процесс соединения научных и практических знаний, умений и навыков в различных видах деятельности (речевой, познавательной, двигательной, художественно-эстетической и т.д.)
Как показывает опыт работы, использование арт-терапии с дошкольниками повышает мотивацию, которая способно значительно оптимизировать развитие ребенка. Развивающий и обучающий, а также воспитательный процесс, включают в себя арт-педагогические технологии.