Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в различных видах деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО

0
7567

Мастер-класс для педагогов.
Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в различных видах деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила:
педагог-психолог
МАДОУ «ЦРР – ДС №12»
Кудрявцева О.В.

 

В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Решение этой задачи регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании» (ст. 51). «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ»; «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ».

Актуальность темы определяется тем, что в новых федеральных государственных образовательных стандартах огромное внимание уделяется вопросам здоровьесбережения. «Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. По ФГОС ДО одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОО.

Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» рассматривается, как совокупность форм и методов организации образования детей без ущерба для их здоровья.  Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании имеет несколько направлений. Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, что позволяет дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Применительно к взрослым – содействие становлению профессиональному здоровью педагогов детского сада и валеологическому просвещению родителей. Здоровьесберегающие технологии по ФГОС ДО отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Основные задачи здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС ДО:

  1. Сохранение уровня здоровья и подбор пошагового увеличения уровня здоровья воспитанников.
  2. Создание обстановки для комплексного психофизиологического развития ребенка.
  3. Обеспечение комфортных условий жизни на протяжении нахождения ребенка в детском саду.

Основу принципов здоровьесберегающих технологий, определяют принципы дидактики:

  1. Возрастная адекватность здоровьесберегающего процесса.
  2. Всестороннее и гармоничное развитие личности.
  3. Систематичность и последовательность.
  4. Доступность и индивидуальность.
  5. Постепенность наращивания оздоровительных воздействий.
  6. Непрерывности здоровьесберегающего процесса.
  7. Сознательность и активность.
  8. «Не навреди!».
материалы в печатный сборник 

Каждая педагогическая технология подчиняется определенным правилам. Не стали исключением здоровьесберегающие технологии. Десять золотых правил здоровьесбережения.

  1. Соблюдать режим дня.
  2. Обращать больше внимания на питание.
  3. Больше двигаться.
  4. Спать в прохладной комнате.
  5. Не гасите в себе гнев, дать вырваться ему наружу.
  6. Постоянно заниматься интеллектуальной деятельностью.
  7. Гнать прочь уныние и хандру.
  8. Адекватно реагировать на все проявления своего организма.
  9. Стараться получать как можно больше положительных эмоций.
  10. Желать себе и окружающим только добра.

Каждый из Вас может предложить несколько методов здоровьесберегающей технологии. Сейчас я не стану перечислять все методы этого направления. Предлагаю Вам остановиться на некоторых из них. Во время нашей встречи Вы удостоверитесь в том, что «новое – это хорошо забытое старое». Первый метод постарайтесь определить самостоятельно. Отгадайте загадки.

В воде растет,
Уборки ждет.
Годен для каши,
Ест его Маша.
Годен для плова.
Ест его Вова. (рис).

Она здоровье укрепляет,
Гемоглобин наш повышает.
Любит варку, любит печку,
А зовется она… (гречка).

Разваренные крупинки

Сверкают словно жемчуга

Солдатской ее называют.

Эта каша любимая моя. (Перловая).

На коровьем молоке

Сварим кашу мы в горшке.

Она сытная, густая,

А по цвету золотая. (Пшенная).

Крупа, а также макароны разной формы – очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком, кроме того способствует развитию мелкой моторики рук, развивает познавательный интерес, усидчивость, концентрацию внимания. В процессе манипуляций сыпучим материалом, дети освобождаются от негативных эмоций, внутренних зажимов, стрессов. Для игр с крупами подойдет все, что есть в доме: гречка, просо, фасоль, семечки, горох, различные виды макарон, семечки и даже  обычная соль, ну и конечно различные емкости, ложечки и сито. Чем разнообразнее получится материал, тем лучше, так как ребенок сможет получать широкий спектр тактильных ощущений. Все эти занятия содержат не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Основная цель всех игр, которые я буду Вам предлагать – это развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста. А задачи у всех разные. Они формулируются в зависимости от возрастных особенностей детей, и предлагаемой игровой ситуации дошкольникам. Сформулируем их вместе.

Для начала предлагаю Вам поиграть в домино.

Настольная игра «Домино».

Задачи: познакомить с крупами, условием произрастания, с пользой данных продуктов.

Дидактическая игра «Дорожки».

Задачи: учить сопоставлять предметы по величине, закреплять знания о диких животных.

Дидактическая игра «Пирамидки».

Задачи: закреплять цвет, учить действовать по заданной схеме.

Не смотря на то, что следующие направление здоровьесберегающей технологии имеет сложное название, оно доступно детям дошкольного возраста. Заполните пустые клетки первыми буквами, предложенных слов.

Скакалка, тарелка, ролики, ель, танк, часы, игла, носки, гантели. 

Стретчинг – это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Благодаря стретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше сохраняют работоспособность. Упражнения стретчинга направлены на формирование правильной осанки. Кроме этого воспитывается выносливость и старательность. Задачи стретчинга:

  1. Развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости.
  2. Развитие психических качеств: внимание, воображение, умственные способности.
  3. Повышение функциональной деятельности систем организма.
  4. Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей, раскрепощенности в движении.

Упражнения стретчинга носят имитационный характер и выполняются как физкультминутки, во время групповой и индивидуальной работы с детьми. Упражнения выполняются  в медленном, а значит, безопасном ритме. Каждое упражнение повторяется 4-6 раз. Стретчинг проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста, в хорошо проветриваемом помещении. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы.

Упражнение 1. «Дуб».

И.п. Ноги на ширине плеч, стопы параллельно, руки опущены вдоль туловища.

  1. Вытянуть руки над головой, ладонями друг к другу, сделать полуприсев, ноги крепко упираются в пол – вдох.
  2. Руки опустить, расслабиться – выдох.

Упражнение 2. «Солнышко».

И.п. Ноги на ширине плеч, левая (правая) стопа развернута наружу, руки в стороны.

  1. На выдохе – наклоняться в левую сторону, пока левая рука не коснется пола, правая рука вытянута вверх.
  2. Исходное положение.
  3. На выдохе – наклоняться в правую сторону, пока правая рука не коснется пола, левая рука вытянута вверх.

Следующий вид гимнастики позволяют выявить скрытые способности ребенка. Как Вы думаете, для какого органа эта гимнастика. Подсказки.

  1. Он образует сердцевину центральной нервной системы.
  2. Он заключен в прочную оболочку.
  3. В его структуру входит мозжечок.

Вы абсолютно правы это гимнастика для мозга. В ее основе лежат «Кинезиологические упражнения». Они улучшают внимание и память, формируют пространственные представления. Кинезиологические упражнения влияют не только на развитие умственных способностей, но и позволяют расширить границы возможностей мозга. Вот пример кинезиологического упражнения:

Кинезиологическая сказка «Два котенка».

Жил-был на свете белый, пушистый котенок по имени Снежок

(дети показывают правый кулачок).

Он очень любил прогуливаться по своему саду

(выполнение упражнения «Кошка» со словами:

«Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»).

В саду росли высокие деревья

(руки вверх, на одной руке развести пальцы в стороны,

другой пальцы вместе, одновременная смена позиций)

и низкие кустарники (кисти рук у груди, пальцы одной руки разведены в стороны, другой – вместе, одновременная смена позиций).

И вот однажды, Снежок вышел из своего дома, прогуляться

(выполнение упражнения «Кошка» правой рукой со словами:

«Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»),

и увидел, что на полянке бегает черный котенок

(выполнение упр. «Кошка» левой рукой со словами).

Он быстро помчался к нему, чтобы познакомиться. Котенка звали Уголек. Они подружились и стали бегать друг за другом, наперегонки

(выполнение упр. «Кошка» с одновременной сменой позиции).

И тут Снежок нашел на траве колечко, он стал примерять его на правую лапку

(упр. «Колечко»: поочередно, соединяя в кольцо большой палец с последующими, со словами:

«Раз, два, три, четыре, пять – весело колечко будем примерять!»,

но колечко оказалось ему велико. Тогда Уголек стал его примерять на левую лапку

(упр. «Колечко»).

И тут колечко упало и покатилось по тропинке – котята за ним

(упр. «Кошка»: кулачок-ладошка, так гуляет кошка).

И привела их тропинка к пруду, на котором сидела лягушка и громко плакала, от того, что ей было грустно одной. Котята решили ее развеселить и показали ей интересную игру

(упр. «Ладушки-оладушки»: правая рука лежит ладонью вниз,

а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами:

«Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим,

повернем и опять играть начнем»).

Но лягушка не стала веселей, тогда котята предложили ей станцевать

(упр. «Перекрестные танцы»:

танго (рука вверх, противоположная нога в сторону,

затем смена, полька (левая рука вперед, правая нога вперед,

смена, твист (левая рука вправо, правая нога влево и наоборот).

Лягушка развеселилась и поблагодарила котят. А потом сказала, что темнеет, приближается ночь и ей пора в пруд

(упр. «Лягушка»: смена трех положений руки кулак-ребро-ладонь, со словами: «Лягушка хочет в пруд, лягушке страшно тут!»).

Котята попрощались с ней и тоже отправились домой

(упр. «Кошка»).

По дороге они наблюдали, как на небе мерцают звезды

(упр. «Звездочки»: правая ладонь пальцы в кулак,

левая – пальцы в стороны – смена позиций).

Вот они и дошли до дома

упр. «Домик»: руки направлены вверх,

большой, указательный и средний пальцы

каждой руки прижаты к ладоням,

основания ладоней и кончики безымянных пальцев

 соприкасаются, мизинец правой руки

встает вертикально – «труба»).

Уставшие они улеглись на коврике

(вытянуть пальцы из кулачка) и уснули.

Следующим компонентом здоровьесберегающей технологии является Психогимнастика. Она представляет собой специальные занятия: этюды, игры, упражнения. Особенно эти занятия нужны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером. Но не менее важно проигрывать эти комплексы упражнений и со здоровыми детьми в качестве психофизической разрядки и профилактики. Также нужно включать психогимнастический комплекс в дни, когда запланированы занятия с высокими интеллектуальными или психоэмоциональными  нагрузками.

Цель психогимнастики заключается в следующем:

  1. Проведение психофизической разрядки.
  2. Развитие познавательных психических процессов.
  3. Нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами.
  4. Коррекция отклонений в поведении или характере.

Задачи психогимнастики

  1. Обучить навыкам ауторелаксации.
  2. Обучать технике выразительных движений.
  3. Тренировать психомоторные функции.
  4. Воспитывать высшие эмоции и чувства.
  5. Корректировать свое поведение при помощи ролевых игр.
  6. Избавлять от эмоционального напряжения.
  7. Учить распознавать эмоции и управлять ними.

Игры для развития мимики и жестов.

Цветок.

Теплый луч упал на землю и согрел в земле зернышко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою голову вслед солнцу.

Выразительные движения. Сесть на корточки, голову и руки опустить. Поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны — цветок расцвел. Голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем. Мимика. Глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

Шалтай – Болтай

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне

Выразительные движения. Ребенок поворачивает туловище вправо и влево, руки свободно болтаются — как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз.

Игры на развитие внимания, памяти, наблюдательности.

Слушай хлопки

Играющие идут по кругу. Если ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети останавливаются и принимают позу «аиста» стоять на одной ноге, руки в стороны. Если ведущий хлопнет 2 раза, играющие принимают позу «лягушки» присесть, пятки вместе, носки и колени врозь, и стороны, руки между ногами на полу. На три хлопка играющие возобновляют, ходьбу.

Тень

Дна ребенка идут по дороге, один впереди, а другой на два-три шага сзади. Второй ребенок — это «тень» первого. «Тень» должна точно повторить действия первого ребенка, который – то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камешком, то поскачет на одной ноге, то остановится и посмотрит из-под руки и т. п.

Этюды на расслабление мышц.

Штанга

Ребенок «поднимает тяжелую штангу». Потом «бросает» ее. Отдыхает.

Винт

Исходное положение: пятки и носки вместе. Корпус поворачивают влево и вправо. Одновременно с этим руки свободно следуют за корпусом в том же направлении.

Этюды на развитие общей моторики.

Четыре стихии

Играющие сидят по кругу. На слово «земля» опускают руки вниз, «вода» — вытягивают руки вперед, «воздух» — руки вверх, «огонь» — вращение в лучезапястных и локтевых суставах.

Возьми и передай

Дети сидят по кругу на стульях и передают друг другу воображаемый предмет.

Психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании.

Жар-птица

В царском саду росла яблоня. Стала прилетать жар-птица и клевать золотые яблочки. Пошел Иван-царевич караулить. Притаился он под яблоней и стал ждать. Увидел жар-птицу: вся она из золота, глаза хрустальные, дивится Иван-царевич. Выпрямился, схватил жар-птицу за хвост, но она вырвалась и улетела. Осталось в руках одно перо из ее хвоста. Поднял Иван-царевич перо — оно засияло, засветилось все вокруг.

(Вытянутая вперед шея, откинутая назад голова, поднятые брови, широко раскрытые глаза, улыбка.)

Старый гриб

Старый гриб вот-вот упадет. Его слабая ножка уже не выдерживает тяжести большой шляпки.

Стоять: колени слегка согнуты, плечи опущены, руки висят вдоль тела, голова клонится к плечу.

Развитие эмоциональной сферы.

Небо

Обняться с небом, потянуться вверх, приподнявшись на носочки, раскинуть руки в стороны, соединить их на груди.

Волны

Изобразить волны руками, разведенными в стороны.

Вставьте пропущенное слово.

….. ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок.

Сказка.

Как вы думаете, о каком из методов здоровьесберегающей технологий сейчас пойдет речь.

Сказкотерапия.

Этот метод позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи: воспитательные, образовательные и развивающиеся. Сказкотерапия нацелена на развитие самосознания ребенка и обеспечивает контакт, как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, приобретение новых знаний о себе и мире. Организуются 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек – группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения. Итак, сказка. Тема выбрана не случайно.

«Валеологическая сказка про мальчика Витю».

Воспитатель.
Уважаемые зрители, сказку увидеть, не хотите ли?
Хотите? Тогда сидите тихо и смотрите.
Мы вам покажем сказку,
Здоровому образу жизни подсказку.
Вы знаете, что каждый из нас – Вселенная
С вполне конкретным, требующим заботы населением.
Угадали что за Вселенная? Это наше тело,
Которое ни минуты не сидит без дела:
Оно и дышит, и кормит, и поит,
Если, конечно, здоровье не беспокоит.

Итак: жил-был мальчик Витя.
Вы только на него посмотрите:
Щеки не мыл он, не чистил уши.
А руки?! Все в грязи как у хрюши.
Волосы дыбом, не мыл даже нос,
С макушки до пяток грязью зарос.
Не берёг сердечко, с лёгкими не дружил,
С искривлённой осанкой наш Витя жил!
Ещё немного и беда бы приключилась,
Теперь послушайте, что дальше случилось.
Откроем сейчас вам секреты,
Глядите, кто к Вите пришел и дал какие советы.

Входят органы

Язык.
Послушайте, люди наши советы,
Мы органов ваших откроем секреты.

Сердце.
Все мы живые и нашу работу
Вы окружить обещайте заботой.

Легкие.
Если окружите нас вы заботой,
Пообещаем четко работать.

Система              Сделаем жизнь вам бодрой, красивой
кровеносная.     И с благодарностью скажем

Все. Спасибо!

Воспитатель.
Вот теперь откройте уши,
Приготовьтесь их послушать.

Показывает на органы.

Легкие.
Нас легкими называют,
Дышать нас призывают.
Кислород мы вам даем,
С носом дружно мы живем.

Нос.
Когда нос у вас забит,
Сразу легкое кричит:

Легкие.
«Очень трудно нам дышать,
Надо носик прочищать».

Зубы.
Чтобы зубки не лечить,
Надо бы нас всех любить;
После пищи полоскать,
Чистить нас не забывать.

Уши.
Чтобы ушки не болели,
Нужно, чтобы нас жалели,
Не визжали, не кричали,
Разминать не забывали.

Язык.
 Во всем помощник нам язык,
Все звуки он рождает,
И вкус в еде, ну просто вмиг,
Понять нам помогает.

Глаз.
Есть гимнастика для глаз,
Пожалейте, люди, нас!
Очень часто устаем,
И разминку с братцем ждем.

Сердце.
Если сердечко ваше болит,
Очень печален и скучен ваш вид –
Ему обеспечьте радость, зарядку,
И с вашим сердечком все будет в порядке.

Система                   Система кровеносная служит верно деткам:
кровеносная.         Доставит все полезное к органам и клеткам.

Осанка.
Чтоб была красивая
У каждого осанка.
Всем необходима
Зарядка и закалка.

Воспитатель.
Послушал Витя, почесал затылок,
Схватил скорее душистое мыло,
Умыл лицо и сделал зарядку…
Теперь со здоровьем у Вити все в полном порядке.
Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок.

В результате внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОО:

  1. В ДОО сформирована нормативно-правовая база по вопросам оздоровления дошкольников.
  2. У воспитанников, педагогов и родителей  ДОО сформированы навыки здорового образа жизни.
  3. Осуществляется взаимодействие педагогов ДОО в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками всех возрастных групп.
  4. Все участники внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОО проявляют терпимость друг к другу.
  5. Внедрены научно-методические подходы к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОО и семье.
  6. Улучшены и сохранены показатели здоровья дошкольников.

 Итак, здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его развития и обучения.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь