Всероссийский ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ конкурс педагогов ДОО «МЕТОДИЧЕСКАЯ МОЗАИКА» 20 марта – 20 мая 2021 г.
Казьмирчук Светлана Семеновна,
Шмакова Алла Владимировна,
воспитатели
МБДОУ ДС №44 «Золушка»
г. Старый Оскол Белгородская область
«Логопедическая игротека»
«Развитие подвижности артикуляционного аппарата у детей 5-6 лет с ОНР с использованием метода БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ»
Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
В.А. Сухомлинский
Актуальность
В дошкольный период происходит становление и формирование речи ребенка. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с речевой патологией. Поэтому одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений.
Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению речевых мышц, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению. Однако ежедневное выполнение гимнастики для языка снижают интерес детей к занятиям. Отсюда вытекает проблема: традиционные методы устранения проблем в звукопроизношении не имеют эффективной коррекционной направленности. Для улучшения результата работы над артикуляцией мы решили использовать метод – биоэнергопластики.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Биоэнергопластика включает в себя 3 базовых понятия: человек как биологический объект (Био, сила, необходимая для выполнения определенных действий (энерго, и пластичные движения (пластика).
Совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме, активизируя интеллектуальную деятельность, координацию движений и мелкую моторику. Использование биоэнергопластики в сочетании с артикуляционными упражнениями поддерживает положительный эмоциональный настрой ребенка и педагога, помогает длительно удерживать интерес ребенка к артикуляционной гимнастике, помогает повысить мотивацию ребенка на занятиях, существенно экономит время индивидуального занятия, повышая при этом его эффективность.
В литературе последних лет описаны приемы развития мелкой моторики у детей (с задержкой речевого развития – Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., с заиканием – Белякова Л.И., Рычкова Н.А., с дизартией – Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В.).
Все авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев рук.
Логопедическая игротека «Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики» предназначена для автоматизации поставленных звуков. Для каждой группы звуков представлен свой комплекс артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластики, который можно выполнять с помощью перчаток, играющих роль «живого язычка».
Цель: развитие координации артикуляционного аппарата и мелкой моторики пальцев рук, координации движений.
Задачи:
- активизировать естественное распределение биоэнергии в организме ребенка;
- стимулировать интеллектуальную деятельность;
- развивать координацию движений, мелкую и общую моторику;
- развивать артикуляционный аппарат;
- синхронизировать движения раскрытого рта и кистей руки;
- развивать подвижность губ, челюстей, языка;
развивать память, внимание, мышление.
Логопедическая игротека «Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики» предназначена для детей 5-6 лет, с речевым заключением: ОНР.
Общие рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики:
- учитывать индивидуальные особенности детей;
- подключать руки ребёнка только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок;
- следить за тем, чтобы кисти ребенка не напрягались, движения были плавными и раскрепощенными;
- соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук.
Правила биоэнергопластики:
- Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.
- Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз.
- Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
- Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
- Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
- Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Этапы выполнения БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ:
- Знакомство с артикуляционным упражнением.
- Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Рука в упражнение не вовлекается.
- Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике, педагог сопровождает артикуляционную гимнастику движениями ведущей руки в перчатке, рука ребенка в упражнения не вовлекается.
- Одновременное выполнение артикуляционной гимнастики педагогом и ребенком с подключением ведущей руки ребенка.
- Одновременное выполнение артикуляционной гимнастики педагогом ребенком в сопровождении обеих рук в перчатках.
- Самостоятельное выполнение ребенком артикуляционной гимнастики в сопровождении обеих рук в перчатках.
Предлагаем вашему вниманию комплекс упражнений, которые мы используем в своей работе.