Худякова Ольга Витальевна
Миронова Анна Анатольевна
Бабий Лейсан Марсиловна,
воспитатели
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего
вида с приоритетным осуществлением
деятельности по познавательно-речевому
направлению развития детей
№ 63 «Жемчужинка»
Современный педагог в своей работе решает множество задач, основная из которых – развитие детей, учитывая их индивидуальные особенности. Работа с одаренными детьми представляет для педагога определенную трудность. Одаренные дети любят заниматься той деятельностью, которая особенно у них получается, к которой у них способности. Поэтому педагог, с одной стороны, должен помочь ребенку развить потенциальные способности в определенной сфере, с другой, не дать «запустить» развитие других сфер деятельности.
Доктор психологических наук, профессор М.А. Холодная утверждает, что одаренные люди – «это мощнейший естественный ресурс развития общества». Считаем, что существует необходимость формирования личности, готовой не только жить в современном обществе, но и активно влиять на жизнь этого общества.
Квест-игры (от анг. qeust – продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой) – отличный прием для достижения положительного результата в работе с одаренными детьми, так как активизирует мыслительные и познавательные процессы, и в то же время доставляет массу положительных эмоций.
Существует множество методических материалов, методик, технологий, которые можно использовать при организации квест-игр. Например, блоки Дьенеша, которые активно используются педагогами дошкольных образовательных учреждений. Уже четыре года в своей работе мы используем логические блоки Дьенеша и два года квест-игру. Блоки помогают развить у детей мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация. С помощью логических блоков в квест-игре можно составить огромное количество разнообразных заданий с различным уровнем сложности для любого возраста. Большой плюс блоков в том, что использовать их можно не только с детьми, которым они хорошо знакомы, но и с теми, кто видит их впервые.
Хотим предоставить вашему вниманию пример использования блоков Дьенеша в нашей квест-игре для детей подготовительной к школе группы.
Конспект квест-игры
«Затонувший корабль или сокровища пирата Фью» (по блокам Дьенеша)
Целеполагание:
Развивающие задачи: развивать логическое и творческое мышление; логико-математические представления у детей; интеллектуальные способности; воображение, мышление.
Воспитательные задачи: воспитывать целеустремленность, настойчивость в достижении цели.
Обучающие задачи: упражнять в умении классифицировать множества по нескольким свойствам (цвет, форма, размер, толщина), сравнивать, обобщать, декодировать информацию (в том числе со знаком отрицания); соотносить размер объекта с размером геометрических фигур; формировать сенсорное восприятие через тактильные ощущения и навыки выделения элементов множества по заданным признакам.
Ожидаемые результаты:
Дети научится поддерживать беседу о множествах, выделяя свойства и признаки; смогут расширить свои представления о кодировании и декодировании информации; активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Предварительная работа: рассматривание, изучение карточек-схем; игры с логическими блоками.
Оборудование: бутылка с запиской внутри; листочки с кодом и шифром к нему на каждого ребенка; «золотые» пиастры; музыка – шум моря; «Знаменитый ясновидец» – стол, фломастеры, волшебная палочка, салфетка, шляпа, таблицы Ясновидца №1, 2, блоки все маленькие, толстые. «Выкладываем дорожки по схеме» – на каждого ребенка карточки схемы дорожки, наборы блоков, схема №1. «Кошки – мышки» – атрибуты к игре – жетоны на веревочках для мышей и кота Васьки. «Игры с обручами» – три обруча, комплекты логических блоков. «Улитка» – комплекты логических блоков, разноцветная тесьма.
Участие родителей: ведущие на станциях; участники игры; роль пирата Фью.
Вхождение в игру: Ребята утром, придя на работу, я увидела вот эту бутылку (бутылка с запиской внутри). Как вы думаете, чья она и что это значит? (предположения детей). Я тоже так думаю, эта бутылка принадлежит пирату. Как вы уже заметили здесь какая – то записка. Достанем? Давайте я прочитаю:
– Ха-ха-ха, я, пират Фью, обладатель пиратского клада, который еще никто в мире не смог отыскать. Мне было очень скучно на острове, и я решил запечатать блоки – футляры в старый морской сундук. Его найдете, если декодируете шифр, который у вас в руках (листочки с кодом и шифром к нему на каждого ребенка). Если правильно выполните мои задания ха-ха-ха, получите золотые пиастры. Ха-ха-ха»
– Ребята, готовы принять вызов пирата Фью (звучит музыка – шум моря)?
– Приступаем! (дети расшифровывают, затем общими силами находят сундук)
– Молодцы! Что же нам дальше с ним делать (предположения детей)? Я согласна, давайте откроем (внутри футляры в виде блоков Дьенеша, у каждого свой номер).
– Отправляемся в путешествие (дети путешествуют по цифрам, по всей групповой комнате). В добрый путь, счастливого пути!
Практическая часть игры.
1 коробочка – блок Станция «Знаменитый ясновидец»
Я, знаменитый ясновидец, умею отгадывать ваши мысли на расстоянии. Вижу, вы сомневаетесь в моих словах. Сейчас я это докажу. Желающий, проходи к моему столу. Загадай любой блок, убери его под салфетку и зарисуй на листочке. Мне не показывай. Затем в таблице №1 найди свой блок по символам и скажи, в каких рядах его встречал.
Ясновидец после небольшой паузы и загадочности отгадывает, какой именно блок ребенок задумал. Поднимается салфетка и… овации ясновидцу.
Например, ребенок задумал фигуру – красная, круглая; зарисовал; сказал, что в таблице №1 встречается во 2, 4, 5 рядах. Ясновидец смотрит таблицу № 2 – эта фигура под №14 – красная, круглая.
Я предлагаю вам стать ясновидцами. Кто смелый, выходи. (игра проводится 3-4 раза)
Молодцы, с заданием справились. Забирайте свои пиастры.
2 коробочка – блок «Выкладываем дорожки по схеме»
Добрый день, дорогие ребята. Я предлагаю вам поиграть. Вам необходимо выложить дорожки по схемам, которые вы сами выберите. Приступайте. (дети выполняют задание)
А теперь я предлагаю вам проверить правильность выполнения. Поменяйтесь схемами и проверьте своих товарищей.
Молодцы, вы справились с заданием, получите золотые пиастры и отправляйтесь дальше.
3 коробочка – блок «Кошки – мышки»
Вы любите подвижные игры? Предлагаю вам поиграть в необычную подвижную игру, которая называется «Кошки – мышки». При помощи считалки мы выбираем ведущего кота – Ваську. Все остальные надевают жетоны и встают в хоровод, кот Васька – посередине.
Мыши водят хоровод, на лежанке дремлет кот.
Тише мыши, не шумите, кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька кот, и разгонит хоровод.
Как только прозвучит последнее слово «хоровод», кот быстро одевает любой жетон, поворачивается вокруг себя, показывая, каких мышек он будет ловить (например, не треугольный, красный), остальным мышкам не стоит беспокоиться, могут дразнить и веселиться. Не расторопная мышка становится котом (игра проводится 3-4 раза).
Молодцы, вы были самыми внимательными из детей, возьмите пиастры и отправляйтесь на дальше.
4 коробочка – блок «Игры с обручами»
Вы, наверно уже догадались, в какую игру мы будем играть? Молодцы, но вначале вспомним, где находятся игровые области? (дети отвечают, а ведущий показывает указкой: внутри обруча и на их пересечении). Будьте внимательны и сосредоточены, выполняем задания:
В первый обруч – все красные фигуры
Во второй обруч – все толстые фигуры.
Какие фигуры окажутся на пересечении этих обручей? (красные, толстые фигуры). Молодцы! Двигаемся дальше.
В третий обруч – все прямоугольные фигуры.
Какие фигуры окажутся на пересечении желтого и зеленого обручей? (прямоугольные, толстые фигуры).
Молодцы, получите пиастры, вы их честно заработали. Благодарю за ваши знания и умения.
5 коробочка – блок «Улитка»
Я предлагаю вам поиграть в мою самую любимую игру, которая называется «Улитка». Давайте все вместе построим домик для улитки. Блоки будем выкладывать с середины по цветной ленточке. Первый блок я выберу произвольно, а вы продолжите дальше. Но в каждом следующем блоке должен присутствовать один признак предыдущего блока. Например, я возьму красный – толстый – треугольный блок. Какие варианты вы можете предложить для следующего блока? (синий – тонки – треугольный, красный – тонкий – треугольный, желтый – толстый – треугольный…) Молодцы, вариантов будет множество. Приступаем к строительству веселого домика для улитки.
Молодцы, получите пиастры, вы их честно заработали, у улитки получился веселый домик, где у каждой следующей фигуры есть какой-то признак предыдущей, благодаря вашим знаниям и умениям.
В конце путешествия, пройдя все испытания, ребят встречает пират Фью.
Пират Фью: Йо-хо-хо, неужели вы прошли все мои коварные испытания? А клад вы нашли? Я могу предложить вам сделку: вижу у вас в руках «золотые» пиастры, вы их заработали? Как? Что-то нового вы узнали? Что трудного встретилось на пути? Молодцы, хвалю. Я предлагаю вам обменять за все ваши пиастры на мой клад. (сундук пирата с медалями умники и умницы) Согласны? Держите!!!