Сибирякова Айталина Семеновна
воспитатель первой категории
МБОУ Центр развития ребенка
Детский сад «Күнчээн»
МО Чурапчинский улус (район)
Республики Саха (Якутия)
В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Умственные способности – это не талант, а умение, которое каждый может у себя выработать. Умственное развитие – сложный процесс: это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. Интеллектуальные способности – это те психологические качества, которые определяют лёгкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач.
Развитие интеллектуальных, умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребёнок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций. Психологи и педагоги (А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.Н. Поддъяков, Л.В. Венгер, И.Я. Лесгафт) разработали принципы содержание и методы интеллектуального воспитания детей дошкольного возраста, позволяющие существенно повысить развивающий эффект обучения, его влияние на развитие интеллектуальных способностей. Дети познают мир через игру. Они проигрывают сложные жизненные ситуации, выстраивая свой маленький опыт жизни. Чем больше ребёнок играет в детстве, тем быстрее интеллектуально и духовно взрослеет, тем способнее и увереннее он будет. Обычно взрослые навязывают детям игры по своему разумению – вместо того, чтобы наблюдать, куда устремляется внимание ребёнка, присмотритесь к детям и бережно направляйте его стремления. Один из способов развития интеллектуального развития ребёнка это развивающие игры. Необходимо ежедневное включение развивающих игр в разные виды деятельности, поскольку в этом возрасте ребёнок может приобретать новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, ребёнок получает много новой для себя информации и это очень важно для его интеллектуального развития. Основная функция умственного воспитания детей первых лет жизни – формирование познавательной деятельности, т.е. такой деятельности, в ходе которой ребенок учится познавать окружающий мир. Познавательная деятельность осуществляется в формах восприятия и мышления. При помощи восприятия ребенок познает внешние свойства предметов в их совокупности. Благодаря мышлению ребенок постигает внутренние, скрытые свойства, между предметами и явлениями. Между восприятием и мышлением существует тесная связь. Для полноценного умственного развития ребенка первых лет жизни необходимо заботиться о развитии его восприятия и мышления. В связи с этим важнейшими задачами умственного воспитания детей дошкольного возраста являются:
- сенсорное воспитание,
- развитие мыслительной деятельности,
- становление речи.
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Одним из направлений работ я выбрала использование своих авторских игр в умственном развитии детей дошкольного возраста. Я сделала книжку «Наши загадки» своими руками. Книжку я сшила и использую для дидактической, развивающей игры.
Цель: Закрепление знаний о национальной культуре, посредством загадок, формирование мелкой моторики и ручной умелости рук у детей дошкольного возраста.
У всех народов есть свой язык, культура, национальная одежда, кухня. Ведь одной из важнейших задач развития личности ребенка является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством поколений. Вот поэтому мы решили сделать книгу. Именно учитывая региональный компонент. Ведь сохранение истории определяет будущее нашего народа, через народное творчество ребёнок может последовательно развиваться, может проявлять свои неограниченные умения и фантазию.
Загадки нашей книги придумали сами дети. У нас получилось 11 загадок: про национальную посуду, музыкальный инструмент, жилище наших древних якутов и т.д. При изготовлении книжки мы использовали наши якутские узоры, атласные ленточки, бусинки, колокольчики, бляшки, конские волосы, основа книжки сшита из цветного габардина. Отгадки у нас все на липучках, чтобы ребенок, отгадав загадку, сам прикреплял на страничку. А потом можно усложнить задание, ребята сами могут придумать свои загадки, а также могут описывать, загадывать и т.д.
- Чепрак – украшение для седла лошади
- Олбох – подстилка, почетное место для уважаемых гостей
- Кытыйа – деревянная чаша
- Камелек – очаг для огня
- Чорон – деревянный кубок для кумыса
- Туесок – берестяное ведерко с крученой волосяной ручкой для сбора ягод
- Хомус – национальный музыкальный инструмент
- Балаган – зимнее, летнее жилище наших древних якутов
- Дэйбиир – махалка из конского хвоста для отпугивания комаров
- Сэргэ – коновязь
- Салама – шнур из конского волоса для обрядовых церемоний
Представляю вам вторую игру.
Игра «Волшебные лица»
Цель: Обогащать и активизировать словарный запас, развивать связную речь и творческое воображение, умение показывать эмоции.
Используемые материалы: Плафон лампы – 5шт, нарисованные на ней эмоции людей: «Печальный», «Радостный», «Удивленный», «Злой», «Испугавшийся». Карточки с рисунками, н-р: солнце, мяч, черная туча, дождик, телевизор, цветы, лук, шприц и т.д.
Ход игры: Дети по выбранным карточкам придумывают небольшие рассказы и показывают свои эмоции, при этом включают цвет лампочки и объясняют, почему именно выбрали это лицо, например: я очень обрадовалась, когда мне подарили цветы и т.д.
2 вариант: эти лампочки можно использовать после НОД, для рефлексии.
Игра «Времена года»
- закреплять знания детей о труде взрослых по временам года.
- развить творческие способности, внимание и связную речь
- развитие связной речи ребенка.
- продолжать учить находить общие признаки, обобщать и систематизировать знания об изменениях в природе с наступлением определенного времени.
- учить детей соотносить описание природы в стихах с определением времени года;
Используемые материалы: Карточки сделанные из ДВП, на них нарисованы признаки природы, труд взрослых. 4 карточки по временам года и одна карточка-кружочек, показывающий задание для детей: белый кружочек, синий, зеленый, желтый. На обратной стороне цветных кружочков нарисованы: ель, одежда, силуэт человека и вопросительный знак.
Ход игры:
1 вариант: разделиться на 4 команды, все карточки собираем на середину, смешиваем и дети по заданию должны собирать одно время года. Та команда, которая быстро соберет, та побеждает. Например: та команда, которая получает зеленую карточку собирает время года – Лето, белая – Зима, Желтая – Осень, синяя – Весна. Команда должна рассказать о своем времени года, о его признаках и особенностях.
2 вариант: на обратной стороне цветных кружочков нарисованы ель, одежда, силуэт человека и вопросительный знак.
Ход игры: все карточки лежат на середине, дети по заданию должны собирать те или иные карточки. Раздать по кружочку детям, на карточку «ель» команда должна собирать признаки природы; на карточку «силуэт человека» – собрать карточки, показывающие труд взрослых по временам года; на карточку «одежда» должны собирать изменения одежды по временам года, а карточка «вопросительный знак» – это творческое задание: вопросы на ответы по временам года, чтение стихов, которые знают по выбранному времени года, разгадывание загадок (придумать загадки), описать времена года. Та команда, которая выполнит задание лучше, побеждает.
Таким образом, необходимо ежедневное включение развивающих игр в разные виды деятельности, и это очень важно для его интеллектуального развития, познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. Развитие интеллектуальных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребёнок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций.