ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ВОЕННЫЕ ПРОФЕССИИ»

0
1980

Туркова Александра Геннадиевна
Киселева Жанна Юрьевна
педагоги-психологи
Панкратова Наталья Ивановна
воспитатель
МАОУ «ОК «Лицей № 3» отделение дошкольного образования
«Детский сад «Теремок»
Г. Старый Оскол

Материалы участников Всероссийского научно-практического семинара на основе мастер-классов в режиме онлайн  «Эффективные практики познавательно-речевого развития дошкольников»

ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ВОЕННЫЕ ПРОФЕССИИ»

Одним из важных направлений в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2005 года является  гражданское и патриотическое воспитание. Одной из задач может стать знакомство с военными профессиями. В нашей презентации представлены дидактические игры по данной тематике. Это направление выбрано неслучайно, так как у многих детей дошкольного возраста недостаточно развиты представления о военных профессиях и большинство из них, имея достаточный уровень речевого развития, испытывают трудности в звуковой аналитико-синтетической активности. Таким образом, от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков зависит формирование  правильного произношения и качество подготовки детей к началу школьного   обучения (1 слайд).

Анализ и синтез неразрывно связаны между собой. Звуковой анализ- разделение слова на звуки, из которых оно состоит. Звуковой синтез –соединение звуков в слова. Таким образом, формирование звуковой аналитико-синтетической активности – это изучение процессов различения звуков и соединения их в слова. (2 слайд).

Для достижения своей цели мы использовали в работе игровую форму посредством дидактической игры. (3 слайд).

Дидактические игры активизируют познавательную деятельность, помогают лучше усвоить учебный материал, расширяют кругозор,  пополняют словарный запас, способствуют формированию связной речи, правильного произношения.

Рекламное сообщение     

Для решения задач речевого развития дошкольникам 5-7 лет были предложены  игры для расширения словарного запаса, закреплений отдельных понятий, формирования навыков построения связных высказываний, развития объяснительной речи, активизации творческих способностей и познавательной деятельности (4 слайд).

В основу  взята лексическая тема «Военные профессии», так как  сегодня важное  место в воспитательном процессе дошкольников отводится патриотическому воспитанию, которое направлено на формирование и развитие личности будущего патриота Родины.

Представленный материал будет полезен для воспитателей старших и подготовительных групп, а также их родителям.

Далее представлены дидактические игры, которые помогут детям закрепить навыки звукового анализа и синтеза (5 слайд).

Игра «Кому что нужно?»

Цель: знакомство с военными профессиями и соответствующей им атрибутикой., развитие внимания, мышления, памяти.

Содержание: после того, как взрослый провел тематическую беседу, дети соотносят понятия «профессия» и «предметы».

Игра «Кто на чем?»

Цель игры: способствовать формированию отдельных видов понятий, закреплять использование в речи обобщающих слов.

Содержание: детям предлагаются иллюстрации с изображением военной техники и войск. Нужно подобрать пару.

Игра «Четвертый лишний»

Цель игры: развивать умение классифицировать понятия по признаку.

Содержание: ребятам предлагается путем исключения убрать лишнюю профессию.

Игра «Кто что делает?»

Цель: способствовать формированию представлений о слоговом строении слова, составе предложения.

Содержание: разобрать вместе с детьми тематические сюжетные картинки о военных профессиях. Нужно назвать каждый предмет на картинке и определить хлопками, сколько слогов в каждом слове (по-гра-нич-ник, мо-ряк, под-вод-ник и т.д.). Составить со словами предложение.

Игра «Посчитай-ка!»

Цель: правильное использование в речи согласования существительных с числительными, развитие грамматического строя речи, развитие слухового восприятия, формировать понятие «слог» в слове.

Содержание: педагог-психолог предлагает детям посчитать танкистов по порядку: один танкист, два танкиста, …

Игра «Чьи головные уборы?»

Цель: способствовать формированию отдельных видов понятий, закреплять использование в речи обобщающих слов.

Содержание: детям предлагаются иллюстрации с изображением головных уборов военных. После беседы взрослого, где он рассказывает о разных видах войск, ребенку предлагается соотнести картинки по смыслу.

Игра «Отгадай загадку»

Цель игры: закреплять знания детей о разнообразии военных профессий, развивать познавательную активность и словарный запас.

Содержание: детям предлагаются загадки с иллюстрациями-отгадками.

Игра «В чем ошибся художник»

Цель: развитие внимания и логического мышления, воображения, связной речи, творческих способностей.

Содержание: разобрать вместе с детьми что в данной иллюстрации не соответствует действительности.

Игра-пазл «Подбери по смыслу»

Цель: развитие внимания и логического мышления, памяти, творческих способностей.

Содержание: детям предлагается соотнести предметы, подходящие к военной профессии.

Игра «Найди букву»

Цель: формирование и развитие звукобуквенного анализа.

Содержание: из первой буквы каждой картинки составь слово.

 

 

Список литературы:

  1. Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез,2009-2010.
  2. Инструктивно – методическое письмо «Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Белгородской области в период 2022-2023 г.г.», 2022.
  3. Лесунова В.В. Патриотическое воспитание дошкольников как основа формирования нравственно здоровой личности. «Молодой учёный»,2018.
  4. Ляпунов А., Ушаков Е., – Детям о защитниках Отечества. Старший дошкольный возраст (5-7 лет). – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2018.
  5. Наглядный материал – интернет-ресурсы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь