ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ВОЕННЫЕ ПРОФЕССИИ»

0
2380

Туркова Александра Геннадиевна
Киселева Жанна Юрьевна
педагоги-психологи
Панкратова Наталья Ивановна
воспитатель
МАОУ «ОК «Лицей № 3» отделение дошкольного образования
«Детский сад «Теремок»
Г. Старый Оскол

Материалы участников Всероссийского научно-практического семинара на основе мастер-классов в режиме онлайн  «Эффективные практики познавательно-речевого развития дошкольников»

ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ВОЕННЫЕ ПРОФЕССИИ»

Одним из важных направлений в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2005 года является  гражданское и патриотическое воспитание. Одной из задач может стать знакомство с военными профессиями. В нашей презентации представлены дидактические игры по данной тематике. Это направление выбрано неслучайно, так как у многих детей дошкольного возраста недостаточно развиты представления о военных профессиях и большинство из них, имея достаточный уровень речевого развития, испытывают трудности в звуковой аналитико-синтетической активности. Таким образом, от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков зависит формирование  правильного произношения и качество подготовки детей к началу школьного   обучения (1 слайд).

Анализ и синтез неразрывно связаны между собой. Звуковой анализ- разделение слова на звуки, из которых оно состоит. Звуковой синтез –соединение звуков в слова. Таким образом, формирование звуковой аналитико-синтетической активности – это изучение процессов различения звуков и соединения их в слова. (2 слайд).

Для достижения своей цели мы использовали в работе игровую форму посредством дидактической игры. (3 слайд).

Дидактические игры активизируют познавательную деятельность, помогают лучше усвоить учебный материал, расширяют кругозор,  пополняют словарный запас, способствуют формированию связной речи, правильного произношения.

материалы в печатный сборник 

Для решения задач речевого развития дошкольникам 5-7 лет были предложены  игры для расширения словарного запаса, закреплений отдельных понятий, формирования навыков построения связных высказываний, развития объяснительной речи, активизации творческих способностей и познавательной деятельности (4 слайд).

В основу  взята лексическая тема «Военные профессии», так как  сегодня важное  место в воспитательном процессе дошкольников отводится патриотическому воспитанию, которое направлено на формирование и развитие личности будущего патриота Родины.

Представленный материал будет полезен для воспитателей старших и подготовительных групп, а также их родителям.

Далее представлены дидактические игры, которые помогут детям закрепить навыки звукового анализа и синтеза (5 слайд).

Игра «Кому что нужно?»

Цель: знакомство с военными профессиями и соответствующей им атрибутикой., развитие внимания, мышления, памяти.

Содержание: после того, как взрослый провел тематическую беседу, дети соотносят понятия «профессия» и «предметы».

Игра «Кто на чем?»

Цель игры: способствовать формированию отдельных видов понятий, закреплять использование в речи обобщающих слов.

Содержание: детям предлагаются иллюстрации с изображением военной техники и войск. Нужно подобрать пару.

Игра «Четвертый лишний»

Цель игры: развивать умение классифицировать понятия по признаку.

Содержание: ребятам предлагается путем исключения убрать лишнюю профессию.

Игра «Кто что делает?»

Цель: способствовать формированию представлений о слоговом строении слова, составе предложения.

Содержание: разобрать вместе с детьми тематические сюжетные картинки о военных профессиях. Нужно назвать каждый предмет на картинке и определить хлопками, сколько слогов в каждом слове (по-гра-нич-ник, мо-ряк, под-вод-ник и т.д.). Составить со словами предложение.

Игра «Посчитай-ка!»

Цель: правильное использование в речи согласования существительных с числительными, развитие грамматического строя речи, развитие слухового восприятия, формировать понятие «слог» в слове.

Содержание: педагог-психолог предлагает детям посчитать танкистов по порядку: один танкист, два танкиста, …

Игра «Чьи головные уборы?»

Цель: способствовать формированию отдельных видов понятий, закреплять использование в речи обобщающих слов.

Содержание: детям предлагаются иллюстрации с изображением головных уборов военных. После беседы взрослого, где он рассказывает о разных видах войск, ребенку предлагается соотнести картинки по смыслу.

Игра «Отгадай загадку»

Цель игры: закреплять знания детей о разнообразии военных профессий, развивать познавательную активность и словарный запас.

Содержание: детям предлагаются загадки с иллюстрациями-отгадками.

Игра «В чем ошибся художник»

Цель: развитие внимания и логического мышления, воображения, связной речи, творческих способностей.

Содержание: разобрать вместе с детьми что в данной иллюстрации не соответствует действительности.

Игра-пазл «Подбери по смыслу»

Цель: развитие внимания и логического мышления, памяти, творческих способностей.

Содержание: детям предлагается соотнести предметы, подходящие к военной профессии.

Игра «Найди букву»

Цель: формирование и развитие звукобуквенного анализа.

Содержание: из первой буквы каждой картинки составь слово.

 

 

Список литературы:

  1. Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез,2009-2010.
  2. Инструктивно – методическое письмо «Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Белгородской области в период 2022-2023 г.г.», 2022.
  3. Лесунова В.В. Патриотическое воспитание дошкольников как основа формирования нравственно здоровой личности. «Молодой учёный»,2018.
  4. Ляпунов А., Ушаков Е., – Детям о защитниках Отечества. Старший дошкольный возраст (5-7 лет). – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2018.
  5. Наглядный материал – интернет-ресурсы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь