Попова Кристина Александровна
музыкальный руководитель
Хохлова Антонина Викторовна
воспитатель
Иванова Оксана Викторовна
инструктор по физической культуре
МБДОУ ДС № 25 «Троицкий»
г. Старый Оскол Белгородской области
Материалы участников Всероссийского научно-практического семинара на основе мастер-классов в режиме онлайн «Эффективные практики познавательно-речевого развития дошкольников»
Проблема социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста очень актуальна в настоящее время. Отсутствие воспитанности, нежности и доброжелательности в человеческих отношениях связано с особенностями социальной среды детей.
Социализацию, следует понимать, как качество жизни, которое каждый дошкольник посвящает деятельности и составляет основу формирования человека как личности. Социально-коммуникативное развитие представляет собой немало сложный процесс, в ходе которого дошколята пошагово усваивают ценности общества, его культуру и традиции, а в последующем становятся способными без проблем существовать в нем. Развитие детей дошкольного возраста происходит с рождения, постепенно начинается освоение языка, окружающего мира, обучение самостоятельному общению и выражению эмоций.
В настоящее время общество выдвигает перед молодежью высокие требования, относительно ее способности найти себя в обществе, ее нравственной устойчивости, социальной адаптации. Поэтому, необходимо заниматься развитием социальных и коммуникативных навыков вашего ребенка с раннего возраста.
При развитии социальных компетенций у детей-дошколят игровая деятельность занимает одно из самых главных мест, как одному из важных средств социальной интеграции. Самое главное, что при игре, у дошкольника формируется умение выстраивать отношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания. Фундамент всех коммуникативных игр строится на партнерских отношениях, которые обеспечивают общее умственное развитие дошколят. Постоянная совместная игровая деятельность дает детям новый социальный опыт, что является немало важным для развития личности.
- Подвижные игры. Значение этих игр для детей огромно – с их помощью активное развитие интеллекта, концентрации внимания, координации движений и зрения, развитие воображения, выразительности речи и др.
- Дидактические игры. Такой вид игры применяется для обучения детей разнообразному поведению с использованием предметов, способов и средств общения. В процессе дидактических игр у детей развивается сенсорика, мышление, память, воображение. Происходит положительное развитие личности, формирование сторон психики, ответственных за будущие учебные и профессиональные успехи.
- Сюжетно-ролевые игры. Самым важным в играх такого вида является то, что здесь, каждый ребенок может ярко проявить фантазию и воображение, он сам развивает игру и придумывает ход событий. Немало важным является то, что в такой игре ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает. Все его психические процессы задействованы. Усиливают свою работу мышление, воображение, память.
Результаты показывают, что игра – это самый эффективный способ развития социальных и коммуникативных навыков у дошколят. Развитие навыков социального общения – это не простой процесс, в ходе которого дети постепенно усваивают ценности, культуру и традиции общества, чтобы нормально функционировать в нем. Учитывая потребность современных молодых людей в общении, важно начинать развитие навыков социального общения на ранних этапах жизни ребенка.
Список литературы:
- Вахрамеева О.А. Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности в условиях ФГОС ДО / О.А. Вахрамеева // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2016. — №1 (29). – С. 66 – 69.
- Ильясова В.И. Социально-коммуникативное развитие дошкольников через организацию разных видов детской деятельности в ДОУ: Учебно-методическое пособие / И.В. Ильясова. Под общей редакцией Н.Н. Тулькибаевой. – Челябинск: Издательство ЗАО «Цицеро», 2017. – 65 с.
- Максаков, А.И. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: Знание, 2015. – 199с.