Куклы в народных костюмах

Гончарова Наталия Викторовна
Бакланова Светлана Викторовна
воспитатели
МБДОУ ДС № 64 «Искорка»
Старооскольского городского округа

Материал для Всероссийских педагогических чтений «Вместе мы – Россия»

НАЗВАНИЕ – Воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств у старших дошкольников через создание мини-музея «Куклы в народных костюмах»

Актуальность нравственно- патриотического воспитания детей с дошкольного возраста на современном этапе очевидна, поскольку привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность». Мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут наши дети. Вырастут ли они честными, справедливыми, любящими свою Родину или наоборот.… В.А.Сухомлинский определял патриотизм как «любовь народа к своему Отечеству, формирование духовных и моральных ценностей, которые помогут гражданину стать достойным членом общества».

      Патриотизм, не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому оно не наследуется, а формируется. Поэтому одной из важнейших целей современного дошкольного учреждения является формирование понятий  Родина, Отечество, Отчизна. Задача педагогов и родителей – как можно раньше побудить в растущем человеке любовь к семье, родной земле, к ее природе, к истории, традициям; сформировать у ребенка черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитать  чувство гордости за достижения страны. Вершиной патриотического воспитания станет осознание себя гражданином России.

          За последние десятилетия в поисках оптимальных путей и средств патриотического воспитания учеными рассмотрены различные технологии, среди которых особенное место занимает музейная технология.

Трудно переоценить значение музейной технологии  в сфере личностного воспитания детей. Она создает условия для  погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Рекламное сообщение     

Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.

К сожалению, не всегда имеется возможность посещать музеи, так как это предполагает определенную подготовку. Поэтому мы создаем свои собственные музеи прямо в группе , пусть и маленькие.

    Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателей, детей и их семей.

        Мини – музей способствует решению следующих задач:       обогащение предметно – развивающей среды в группе,     формирование у дошкольников представлений о музее,      расширение кругозора дошкольников,      развитие познавательных способностей и познавательной деятельности,       формирование проектно-исследовательских умений и навыков,       формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания,      развитие творческого и логического мышления, воображения.

         Мини-музеи позволили нам сделать понятие музей привычным и привлекательным для детей. В данном случае музей перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания. В таких условиях ребенок активен, деятелен, самостоятелен в познании, словом – творец.

Сегодня ситуация такова, что в России проживают представители разных национальностей. Поэтому работу по поликультурному воспитанию надо проводить обязательно и начинать нужно с детей и их родителей. Это вдохновило нас создать в группе мини-музей «Куклы в национальных костюмах». В основу музея вошла коллекция фарфоровых кукол ручной работы. Здесь представительницы многих национальностей России: зимний костюм Московской, Архангельской губерний; летний костюм Костромской губернии;  праздничный костюм Воронежской, Смоленской губерний, Калмыкии и Корочаево; свадебный костюм Псковской губернии.

Каждую куклу сопровождает журнал, в котором содержится информация о данной местности: описание местоположения, исторические события, традиции и обычаи, интересные истории об играх и развлечениях, культура одежды и красноречивый язык народного костюма (элементы наряда). Дети и родители с удовольствием приняли участие в организации музея,  изготовлении кукол. Так нашу коллекцию дополнили куклы в русских народных костюмах и куклы Белогородчины – Белогор и Белогорочка. Также содержание музея было дополнено развивающим альбомом на липучках «Россия-Родина моя», который содержит информацию о символике, географии, достопримечательностях нашей страны, русских народных промыслах, национальных нарядах. Проявить свои творческие способности наши воспитанники могут с помощью набора раскрасок «Мотивы народных орнаментов». В качестве важного средства воспитания нами используются все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки. Именно они позволяют понять детям основные нравственные правила и идеалы, понимание добра, зла, нормы общения.

 

Список литературы:

  1. Косарева В.Н. Народная культура и традиции Волгоград, 2012г.
  2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ Программа «Учебно-методическое пособие 2-изд: Детство- Пресс, 2010г.
  3. Рыжкова Н.А., Логвинова Л.В. Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями Москва, Педагогический университет «Первое сентября», 2010г.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь