Приобщение дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи к народным традициям посредством ознакомления с народной одеждой Белгородчины

Полохало Ольга Владиславовна
воспитатель
Быковская Виктория Николаевна
воспитатель
Переяславцева Ольга Витальевна
учитель-логопед
МБДОУ ДС № 67 «Аистёнок»

Материал – участник Регионального очного практико-ориентированного семинара по познавательно-исследовательской деятельности в системе музейной педагогики«Путешествуем по всему миру» В рамках Всероссийского образовательного проекта «Вся страна – огромный дом»

Секция 1. Формы, методы и приемы, технологии работы в мини-музее в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

Современный педагог всегда ищет такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.

Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления нам очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные пространства помещения, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

Рекламное сообщение  

         В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми.

         Русский народный костюм — явление уникальное в истории мировой культуры не только по высокой художественности, но и по удивительной многовариантности, не имеющей аналогов в мире. Формируясь на обширной территории на протяжении длительного времени и подвергаясь влиянию таких факторов, как географическая среда, соседство славянских и неславянских народов, социально-экономические условия, традиционная русская одежда утвердилась во множестве форм, сохраняя при этом некоторые общие черты.

Наше будущее – это наши дети, и именно их нужно воспитывать в духе традиций, уважения и любви к своим родным, дому и Родине. Необходимо помочь ребенку осознать многообразные связи, существующие между нами и нашими предками. Поскольку мышление и сознание начинают формироваться с раннего возраста, ребенок нуждается в грамотной и заботливой помощи взрослого наставника.

Проработав в сфере дошкольного образования много лет, мы пришли к твердому убеждению, что воспитание детей без духовно-нравственной основы, неполноценны. Более того, такое воспитание вредно как для детей, которых мы выпускаем из ДОУ без четких представлений о прошлом своего народа и его культуре, так и для нас, взрослых. Мы должны знать прошлое наших предков, потому что без прошлого нет настоящего.

Поэтому особенно актуальным является изучение региональных традиций народов художественной культуры на Белгородчине. Народная одежда – символ богатейшей истории края, национального самосознания и художественно-эстетических взглядов белгородцев, связывающая нить дней нынешних и дней минувших.

В нашем детском саду создан мини-музей кукол в народных костюмах Белгородчины «Мой край». Он состоит из карты Белгородской области, где обозначены все районы и гербы каждого поселения. У каждой куклы есть этикетка с гербом, потому ребёнок может визуально соотнести какая кукла из какого района по карте.

Работая с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, мы учитываем, какая речевая нагрузка возможна для ребенка в определенный период работы. Иногда важно предоставить ребенку выступить наравне с другими детьми хотя бы с маленькой ролью, чтобы таким образом, дать возможность ребенку перевоплощаясь в какой либо персонаж отвлечься от речевого дефекта. Огромный материал для развития фантазии и творчества дает продуктивная деятельность детей. Чтобы развить у ребенка ощущение свободы и творческой активности, надо дать ему возможность изображать, творить.

На музыкальных занятиях дети, как ни на каком другом чувствуют себя раскрепощено, они поют народные песни, танцуют, играют в подвижные игры.

Результаты диагностики показывают резкий рост речевых умений и навыков детей. Проявляются личностные качества детей  их способности, наклонности, увлеченность. Делает ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети в отличие от взрослых способны искренне проявить себя в художественной деятельности они с удовольствием выступают на праздниках, играют в народные игры, поют народные песни, танцуют.

Основной целью духовно-нравственных качеств, развития творческих способностей происходит через ознакомление с историей  Белгородчины, русской народной одежды.

Образовательные задачи: дать представления о некоторых видах женского рукоделия; формировать интерес к декоративно-прикладному искусству, умение владеть различными техниками работы с материалами, инструментами.

Развивающие: создать условия для развития личности каждого воспитанника, раскрытие его способностей к творчеству; развивать образное и пространственное мышление, внимание, эмоциональную отзывчивость.

Воспитывать гордость за свой народ, желание сохранить и приумножить культурное наследие родного края;

  • –  воспитывать уважение к культурным ценностям Белгородчины;
  • – создавать творческую атмосферу и устанавливать контакты с воспитанниками и их родителями, бабушками, прабабушками.

Белгородский костюм – результат творчества многих поколений, всегда соответствовал образу жизни, труда, характеру, темпераменту, уровню духовной и материальной культуры наших предков.

В Белгородской области, образовавшейся в результате соединения юго-восточной части Курской области и нескольких западных районов Воронежской области, оказался практически весь спектр видов костюма, сложившегося в России. При всем разнообразии традиционно-бытовой культуры Белгородчины в ней проявлялись сходные черты, характерные как для общеславянской, так и для общерусской и южнорусской культур. Рубахи с поликами, клетчатая набедренная одежда, «рогатость» головных уборов, украшения в виде лент в той или иной степени присутствуют в одежде всех восточнославянских народов. Типично южнорусскими можно считать преобладание черного цвета в понёвах и сарафанах, их яркая декорировка ярусами лент и ковровой вышивкой, многосоставные головные уборы.

В ходе экскурсии, наши дети отправляются в увлекательное путешествие в прошлое белгородской области и знакомятся с традиционной женской одеждой. Они узнают, когда появилась область, какие народы заселялись на нашей территории, о том, когда человек начал носить одежду; как рубаха в поле выросла; что такое народная одежда; чем женская одежда отличается от мужской одежды, и самое интересное, какая же была детская одежда.

В Белгородской области, образовавшейся в результате соединения юго- восточной части Курской и нескольких западных районов Воронежской области. Оказался практически  весь спектр видов  костюма сложившегося в России.

Регионы  с характерными  комплексами традиционного костюма.

  1. Белгородско-Курский – сарафанный комплекс.
  2. Приосколье – юбочный комплекс.
  3. Белгородско-Воронежский – понёвный комплекс.

Дети знакомятся с элементами вышивки, с украшениями наших прабабушек, принимают активное участие в украшении собственного наряда. Занятия организуются по типу творческих мастерских, где воспитанники получают теоретическую информацию и получают практические навыки. В рамках проекта посещаем выставки народного творчества, детского рукоделия в Доме творчества для детей, походы в библиотеку, где организуют тематические праздники, викторины, инсценируют сказки, посиделки. Проведена необычная экскурсия совместно с родителями через интернет сайт, дети посетили  краеведческий музей города Белгорода, где познакомились с народными промыслами и костюмами  Белгородчины.

Погружая детей в далекое прошлое, в детство бабушек и дедушек, мы знакомим с прошлым Белгородчины, начиная с традиционных обрядов и праздников. У ребенка формируются такие интегративные качества как любознательность, интерес к истории народных промыслов, знание обрядов и праздников, различных жанров народного музыкально-поэтического творчества, народных игр. Ребенок узнает об элементах народного костюма, способах его украшения, обереговых функциях его деталей, о предметах быта декоративно-прикладного искусства, старинных ремеслах.

В конце хотелось отметить, что возрождение России начинается с русской провинции. На Белгородчине живут и здравствуют самобытные певцы и музыканты, мастера декоративно-прикладного искусства, люди почитающие обычаи и традиции предков. И пока жива у нас жажда познания, не иссякнет кладезь народной художественной культуры родного края.

Главным результатом такой работы становится формирование личности каждого ребенка с определенными качествами, воспитанными на духовно-нравственных традициях, основанных на народной культуре Белгородчины.

 Кукла занимает особое место в воспитании ребенка. Это та игрушка, которая больше всех отвечает потребностям его познавательной деятельности. Являясь образом человека, она позволяет играющему с ней ребенку подражать миру взрослых отношений, закрепляет и расширяет свои представления об окружающем мире.

Список литературы:

  1. «Традиционная тряпичная кукла» Н.В. Шайдурова, Санкт-Петербург, 2011 г.
  2. «Вместе с куклой я расту. Познавательно-игровые занятия с детьми 2-7 лет» О.Р.Меремьянина. Волгоград, 2013 г.
  3. «Мини-музей в детском саду» Н. Рыжкова, Москва, 2008 г.
  4. «Проектная деятельность в детском саду: родители и дети», М.А. Захарова, Е.В. Костина, Москва, 2010 г.
  5. «Живые родники Староосколья» Т.П. Беликова, М.И. Емельянова, Старый Оскол, 2004 г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь