КТО В КУКЛЫ НЕ ИГРАЛ – ТОТ СЧАСТЬЯ НЕ ВИДАЛ

конспект развлечения по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста

Николаева Аксана Мечиславна
Афиногентова Светлана Анатольевна
воспитатели
«МБОУ Гимназия № 5
имении Героя Советского Союза Алексеева А.И.»
дошкольный отдел, г. Сергиев Посад

Всероссийский сборник практико-ориентированных материалов Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания
ИЮЛЬ – 2023

Цель: формирование у детей интереса к истокам русской культуры, истории, через знакомство с народными куклами.

Задачи:

  1. Расширять знания детей о традициях, быте, культуре русского народа.
  2. Познакомить детей с разными видами кукол, историей их создания, изготовления и роли в обществе.
  3. Прививать любовь к народной игрушке, фольклору, музыке, народным традициям и обычаям на Руси.
  4. Развитие практических навыков при изготовлении кукол: умения подбирать гармоничные цвета и оттенки для платья кукол.
  5. Воспитывать эстетический вкус при изготовлении тряпичных кукол, интерес и уважение к культуре русского народа.

ХОД:

Воспитатель: Наш сегодняшний праздник посвящён прекрасному времени года – весне. Она нас каждый день радует чем-то новым.

У нас в разгаре весна,
Пробудилась весна ото сна,
Первым март пришёл –
Белый снег сошёл.
А за ним пришёл апрель,
Отворяй окно и дверь.
Птицы звонкие песни запели,
После спячки выходит медведь.
Девицы, парни наряды надели,
Чтобы в игры играть, песни петь.

материалы в печатный сборник 

Воспитатель: Предлагаю, ребята, завести весенний хоровод.

Весенний хоровод

Воспитатель: А ещё этот праздник мы с вами посвятим народным играм и вспомним, во что играли наши бабушки и дедушки, когда были маленькими.

Сейчас у вас, современных детей, очень много игрушек. Вы где их берёте? (ответы детей). А где же раньше дети брали игрушки? Или они не играли совсем?

Есть у нас волшебный ларец,
Там заперт на ключ волшебный дворец.
Позвонили в бубенец… и попали во дворец…
Открывается палата
Смотрим, чем она богата?
Нет ли там чудовища?
Есть ли там сокровища?

Из сундука достаём кукол

Воспитатель: – Да, игрушки мастерили своими руками из всего, что давала природа.

В народе говорили: «Как птицы из всего строят гнёзда, так и дети из всего мастерили себе кукол». Конечно же, им помогали родители. Кукла – первая среди игрушек. Она была даже в самых бедных крестьянских семьях. В каждую куклу вкладывали частичку души. Поэтому такие куклы не выбрасывались. Их бережно складывали в сундук, а на их месте появлялась новая.

Воспитатель: Какие только куклы не изготавливались на необъятных просторах русской земли. В народе говорили: «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал».

 И мы с вами познакомились и сделали много кукол из разного материала. Приглашаем всех гостей в наш музей.  А наши юные экскурсоводы расскажут о необычных куклах, которые мы смастерили сами.

Русская тряпичная куколка простая,
Славила Россию игрушка удалая.
Бодрая, весёлая, немного озорная.
А по нраву – русская, а значит нам родная.

Воспитатель: Тряпичные куклы раньше имелись в каждой семье. Кукол берегли, хранили в корзинах, в сундуках. Куклы были игровые – с ними играли, обрядовые – их делали на праздники и куклы обереговые (берегини) – оберегали от злых сил.

1 экскурсовод (берёт в руки куклу «Пеленашку») – это кукла «Пеленашка», она тряпичная обереговая – самая первая кукла младенца, самый первый его оберег. Куклу укладывали рядом с ребёнком, верили, что такая кукла отгоняет злых духов. Делали ее из куска ношеной одежды.

2 экскурсовод (берёт в руки куклу «Кувадку»)это кукла «Кувадка», она похожа на куклу «Пеленашку», она тряпичная обереговая. Её вешали над колыбелькой младенца, оберегая его от злых сил. Такие куклы были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение малыша.

3 экскурсовод (берёт в руки куклу «Зерновушку», «Крупеничку») – кукла «Зерновушка» или по-другому называется «Крупеничка». Делали таких кукол из пшеницы, гречихи, проса. Она была главной куклой в доме. Первые горсти зерна при посеве брали из этой куклы, а собрав новый урожай, вновь наполняли её зерном. Её бережно хранили в «красном» углу и верили, что только тогда год будет сытым, а в семье будет достаток.  В голодное время брали зерно из куклы и варили из нее кашу. По такой кукле можно было определить, сыто ли живёт семья. «Если кукла худа, значит в семье – беда».

4 экскурсовод (берёт в руки куклу «Травницу») – эта кукла называется «Травница», она наполнена лекарственной травой. Летом траву собирали, соединяли и помещали в такую куклу. Если ребёнок заболел – куколку доставали из сундука и давали ребёнку играть. Возьмёт больной куколку в руки, обнимет, и по всей избе запахнет цветущим лугом: чабрецом, липой, мятой, ромашкой. Заснёт с куколкой в руках и вдоволь надышится полезными ароматами лекарственных трав.

Воспитатель: С давних пор на Руси любили играть в разные игры. Предлагаем вам поиграть в игру «У Маланьи, у старушки».

У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)
Жили в маленькой избушке (присесть, сложить руки домиком)
Семь сыновей (семь пальцев)
Все без бровей, (очертить брови пальцем)
Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)
Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)
Вот с такой головой, (очертить большую голову)
Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)
Ничего не ели (поднести ко рту одну руку- чашку, другую – ложку)
На неё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)
И все делали вот так… (любое движение)

Воспитатель: Игровые куклы также мастерили из стриженой травы и называли их «Стригушки». Когда женщина уходила на работу в поле и брала с собой ребёнка. Она делала ему из трав или из соломы куклу, чтобы он мог играть, а мама – работать. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребёнок болел, то в такую куклу вплетали и лечебные травы. Запах травы оказывал лечебное действие на него.

Д/и «Узнай на ощупь»

5 экскурсовод (берет в руки куклу – мартиничку). Очень интересны куклы-мартинички. Их дарили на счастье друг другу, призывая приход Весны. Весна – это всегда праздник, радость, ожидание солнышка, пения птиц. Весну не только ждали, но и зазывали:

Приди, Весна, Весна – красна,
Приди, погода ясная,
Приди, Солнце Красное.
Солнце землю согревай,
Дай богатый урожай.

Воспитатель: Я вам предлагаю самим сделать таких кукол из ниток. Во время работы думайте только о хорошем и приятном. (Изготовление кукол под музыку, развешивание их на дереве)

Ветерок, ветерок, прилети к нам,
Принеси нам Весну – красну,
Красное солнышко,
Тёплое летушко.

Воспитатель: – вот ветер услышал нас и прилетел.

Дыхательное упражнение «Ветер»

Воспитатель: – Отлично поработали, а сейчас время поиграть в весёлую игру «Ручеёк».

Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.

Рефлексия

Список литературы:

  1. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М: Культура и традиции, 2007;
  2. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб: Паритет, 2006;
  3. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. – ООО Белый город, 2010.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь