Елисеева Лидия Витальевна
Пожидаева Екатерина Анатольевна
воспитатели
МБДОУ ДС №28 “Ладушки”
город Старый Оскол
Региональный научно-практический семинар «ДЕНЬ ЗЕМЛИ», формирование осознанно-правильного отношения детей к природе, экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС ДО»
Аннотация. Любовь – это сфера чувств, мы должны направлять все усилия на развитие чувств ребенка. Только искренне любящий природу человек и бережно к ней относящийся способен передать это чувства малышу. Помните, что дети очень наблюдательны и чутки к словам и поступкам взрослых, они все замечают и подражают нам. Так давайте же вместе любоваться природой нашего села, красотой парков и скверов, рассказывать детям обо всем, что нас окружает. Таким образом, впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь.
Ключевые слова: природа, ресурсы, Белгородчина, дошкольник, край, Родина, Земля.
Природа Белгородчины настолько разнообразна и уникальна, что открывает неограниченные возможности не только интересно познакомить с ней детей, но научить их размышлять, сострадать, любоваться, трудиться. Ознакомление детей с природой целесообразно начинать с той местности, в которой они проживают. Мир природы огромен и разнообразен, красота окрестных мест завораживает. Как же донести эту красоту до детей, как познакомить с природой родного края?
У ребенка рано появляется стремление к активному познанию природы. Она притягательна для него благодаря своему красочному миру, который дает малышу много ярких впечатлений, вызывает радостные переживания. Как же приучить их беречь и охранять природу, все живое окружающее нас? В.А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нём что – то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый шаг его был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю. Ознакомление дошкольников с родной природой – первые шаги в познании родного края, воспитания любви к Родине. Все, конечно, знают, как важно сейчас охранять природу. Особенно в уникальном уголке нашей страны – на Белгородчине. Эту проблему часто обсуждают по телевидению и в прессе. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, сознания того, что человек – это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. Приобретенные знания в дошкольном возрасте могут преобразовываться в прочные убеждения. В последующем от этого отношения будет зависеть, на что человек направит силу своего ума – на созидание или на расточительство. Это грамотная, длительная работа взрослых и постоянная работа ума, сердца и рук детей. Само собой разумеется, что дошкольники не в силах решать какие-то крупные задачи по охране природы, но и то немногое, что они делают – заботливое, бережное отношение к живому – вселяет надежду на то, что еще многие поколения будут любоваться и пользоваться дарами удивительной Белгородской природы.
Водоемы Белгородской области полны лещей, плотвы, карпов, карасей и других распространенных рыб. Очень редкими видами стали елец, сом, минога, подуст, жерех. Многие виды находятся на грани вымирания. Птицы – дрофа, стрепет, степная тиркушка. Земноводные – квакша обыкновенная, тритон гребенчатый. Жители Белгородской области всеми способами пытаются сохранить этих животных, создавая естественные заповедники и запрещая охоту на конкретные виды.
Животный мир Белгородской области достаточно широк и многообразен. Основой животного мира Белгородской области являются те виды, которые легко приспосабливаются к внешним природным условиям жизни: мыши, слепыши, полевки, зайцы-русаки, лисы, волки, хорьки, ласки. Волки, лисы обитают как в лесистых, так и в степных зонах. Люди смогли вывести большое количество животных в естественной среде обитания. Такими животными являются: лось, кабан, косуля, бобр. Также человек дал новую жизнь пятнистым оленям и суркам байбакам.
Белгородчина славится многочисленными видами воробьинообразных, гусеобразных и хищников. Такими птицами являются вороны, певчие птицы, утки-кряквы, ястребы-перепелятники и другие. Среди пресмыкающихся наиболее часто встречаются прыткие ящерицы, ужи. Земноводные Белгородской области – это не только лягушки обычных видов, но и сухопутные, например, жабы или травяные лягушки. Около 10 % видов животных относятся к числу нуждающихся в особой охране. 50 видов включены в список Красной Книги.
Большую часть растительного мира занимают лесные и степные виды Белгородской области. Многие из этих массивов являются особо охраняемыми, так как на их территориях встречается большое количество растений и животных, занесенных в Красную книгу.
Если говорить о растениях Белгородской области, то стоит отметить, что основой этих лесов является дуб. Но именно дубовые леса встречаются достаточно редко. Чаще всего они включают в себя такие деревья как ясень, клен, липа, черемуха, рябина, груша, дикая яблоня.
Для того, чтобы человек бережно относился к природе, необходимо, чтобы он любил ее. Но если человек почти ничего не знает о природе, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично. Таким образом, знания о природе являются обязательным компонентом процесса формирования экологической компетентности, который затем трансформируется в бережное отношение к природе – конечную цель экологического и патриотического воспитания. Сохранить красоту этой земли – наша с детьми задача. В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю. Еще одна важная задача: воспитание доброты, человечности. Ребенок должен жалеть живое существо, если ему больно. Мы взрослые, отвечаем за любые слова, произнесенные в присутствии детей, и за все поступки, совершенные при них в отношении живых существ. Нам надо научить малыша любить и уважать все живое: цветок, птицу, щенка и лягушку, защищать их. Прежде всего, мы должны научиться любить животных. Ребенок должен получить первоначальные знания о живых существах.
Маленькие дети любят действовать. Наблюдения, рассматривания необходимо сочетать с практической деятельностью ребенка. Это может быть не только труд, но и изобразительная деятельность, опыты и эксперименты. Можно предложить детям сочинить историю о приключениях растения или животного, организовать экскурсию в природу. Демонстрация презентаций, видеофильмов соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе. Природоведческие сказки, рассказы, легенды, загадки, пословицы и поговорки помогут доходчиво и интересно донести изучаемый материал, способствуют лучшему его усвоению и запоминанию. Создавать проблемные ситуации, которые инициируют детское любопытство, стимулируют стремление к исследованию с объектами природы.
Обучающий характер может носить и оформление групповой комнаты. В уголок книги необходимо выставлять книги о природе с красочными иллюстрациями. Хорошо повесить карту, адаптированную для детей. Внести альбом с замечательным названием «Сохраним мир вокруг себя», где все герои альбома представляют исчезающие виды животного мира. Этот альбом станет началом знакомства с полезной и важной книгой «Красная книга Белгородской области».
Но ведущей формой деятельности детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления (обобщенные, динамические) о явлениях и закономерностях природы, закрепляет полученные представления. Здесь на помощь придут дидактические, настольные и подвижные игры, подчиненные природоведческой тематике. Одним из главных принципов экологического воспитания является принцип непрерывности, то есть взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Надо сделать все, чтобы этот процесс начинался вовремя – в дошкольном возрасте.