Уголки природы в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС в разных возрастных группах

Морева Екатерина Александровна
воспитатель
МАДОУ ДС № 69 «Ладушки»
Старооскольский городской округ

Региональный научно-практический семинар «ДЕНЬ ЗЕМЛИ», формирование осознанно-правильного отношения детей к природе, экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС ДО»

Мир природы нельзя познать по картинке. Для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу. В рамках деятельности дошкольного учреждения — это возможно путем создания разнообразных уголков природы в групповых помещениях.

         При оформлении уголков природы воспитателю важно учитывать: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 П.6.11. не допускают размещения аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения, не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях.

Оформление уголка природы в групповой комнате требует от воспитателя знаний программы и методики ознакомления детей с природой, а также эстетического вкуса. Кроме того, он должен сам любить природу, бережно относиться к комнатным растениям. Но не наличие уголка в группе сделает процесс ознакомления воспитанников с природой эффективным, а организация деятельности по его наполнению и использованию в ходе воспитательно- образовательной работы.

Требования при организации в ДОУ уголков природы Уголок природы должен быть ярким и красочным Стеллажи, полки обязательно закреплены Календарь природы в каждой возрастной группе Недопустимы ядовитые растения, они должны быть безопасны для детей Цветы располагаются на уровне глаз детей Оборудование для ухода за растениями(палочки для рыхления, губки, тряпочки) располагаются в контейнерах с закрывающими крышками Природный материал должен размещаться в контейнерах в достаточном количестве Оборудование для опытов, исследований должно быть безопасным.

Требования к отбору обитателей уголка природы: Растения должны быть типичными для той или иной систематической или экологической группы. При этом становиться возможным познакомить детей с основными условиями, характерными для большой группы растений. Уход за обитателями уголка по качеству, характеру туда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя). Поэтому отбирают растения, неприхотливые к уходу за ними. Растения в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника.

Рекламное сообщение  

Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений, дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.

Растения должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.

 Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений в условиях помещения детского учреждения. Значение уголка природы в ДОУ Познавательное развитие: расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность.

Эколого-эстетическое значение: формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение. Воспитательное значение: формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе(бережное отношение, забота о живом, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе) Практическое значение: приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность.

Оздоровительное значение: растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислород, лечебные растения используются в лечебных целях. Всех обитателей уголка природы в детском саду подразделяют: – постоянные (комнатные растения) живут круглый год – временные вносятся на короткое время.Растения уголка природы в младшей группе В уголок природы младших групп помещают растения, имеющие: -четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие: Обыкновенная (или зональная) герань Фуксия Вечноцветущая бегония Бальзамин («огонек») Азалия Китайский розан растения с пестроокрашенными листьями –колеус. Из предложенных воспитатель подбирает 3-4 вида растений. Малыши должны научиться узнавать и называть 2-3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок).

Уголок природы в средней группе Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддерживания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной косточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой косточкой- опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости .

Алоэ или агаву Бегония-рекс Аспарагус Душистую герань (с узорчатыми, опушенными листьями) Число комнатных растений увеличивается 5-6 видов. Уголок природы в старшей группе В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений, изменения их по сезонам.

В средней группе взрослый помогает детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице и выставить их на табло календаря природы. В старших группах воспитатель учит ребят в календаре природы находить и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент. Дополняя календарь зарисовками детей «Какая сегодня была прекрасная весенняя или зимняя погода». В разгар зимней подкормки воспитатель использует календарь наблюдений за птицами: малыши находят картинки с изображением птиц, которых видели на участке, а старшие дети обозначают их значками –галочками соответствующего цвета.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь