РАЗВИТИЕ ОСЯЗАНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

0
1708

      Материалы авторов печатного сборника практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – МАЙ-2021»

Бирюкова Валентина Васильевна

воспитатель группы №10

для детей с тяжелыми нарушениями речи

МБДОУ детский сад №6

г. Белгород

РАЗВИТИЕ ОСЯЗАНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

материалы в печатный сборник 

С ПОМОЩЬЮ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

консультация для воспитателей

      Исследованиями различных стран установлено, что уровень мыслительной деятельности, развитие речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия по развитию осязания и мелкой моторики помогают оказывать положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым ослаблять зависимость становления зрительных функций от зрительного дефекта.

     Природа наделила человека зрением – бесценным даром, благодаря которому мы получаем 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира.

     Но как быть, если с раннего детства этот процесс восприятия нарушен? Для того чтобы работа была эффективной и дала ожидаемые результаты, необходимо тщательно выбирать формы работы с детьми, имеющими нарушения зрения. Нарушение функции видения у детей с патологией зрения вызывает значительные затруднения в познании окружающей среды.

      Слабовидящие дети так же, как и незрячие, нуждаются в развитии осязания и мелкой моторики рук и пальцев. Опора при знакомстве с предметами окружающего мира только на неполноценное зрение у слабовидящих не способствует адекватному их отражению, задерживает успешное формирование умений и навыков, обеспечивающих правильность и точность выполнения различных предметно – практических действий в учебе и быту.

      Работая с детьми, имеющими зрительные нарушения, мы заметили, что у них слабо развита зрительно – моторная координация и сенсорное восприятие, также недостаточно развита тонкая моторика, наблюдаются отклонения в темпе и ритме действий. Часто дети испытывают неуверенность при выполнении даже простых заданий. А активное познание мира возможно только в движении, в действии. Значит, чем точнее будут детские движения, тем богаче будут ощущения ребенка, тем ярче, глубже и осмысленнее будет проходить знакомство ребенка с окружающей средой и практическое ее освоение.

       Для ребенка с патологией зрения очень важно самому познавать мир, делать свои открытия. Поэтому для их полноценного развития решающее значение имеет организация активной, самостоятельной деятельности, способствующей обогащению представлений ребенка об окружающем мире. Но к ней ребенка надо подготовить.

    Для этого необходимо развивать процессы детского восприятия на основе двигательно-кинестетических ощущений, речи, памяти. При этом в восприятии, регуляции и контроле действий ребенка наряду со зрением участвуют сохранные анализаторы, т. е. развиваются полисенсорные связи.

     Таким образом, осязание и мелкая моторика помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы, позволяя тем самым лучше познать мир, в котором он живет; способствуют повышению самооценки ребенка, так как дают возможность приобрести социальный опыт. Достичь высоких результатов в развитии мелкой моторики у детей с нарушением зрения возможно только в процессе систематической, целенаправленной работы и при условии, что деятельность каждого ребенка должна быть успешной, только тогда сохраняется устойчивый интерес к играм и упражнениям. Дети с нарушением зрения должны сначала научиться свободно и непринужденно пользоваться движениями своих рук. Для этого каждый день проводить игры с пальчиками.

Например:

– запускать пальчиками мелкие волчки;

– разминать пальцами пластилин, глину;

– катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики;

– сжимать и разжимать кулачки;

– двумя пальцами руки «ходить» по столу: медленно – быстро. Упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой;

– барабанить всеми пальцами по столу;

– махать в воздухе только пальцами;

– кистями рук делать «фонарики»;

– хлопать в ладоши быстро и медленно, тихо и громко;

– собирать все пальчики в щепотку;

– нанизывать крупные пуговицы, бусины на нитку;

– завязывать узлы на веревке, шнуре;

– застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки, закручивать крышки и т.п.

      Для развития осязательной чувствительности надо уделять особое внимание знакомству и распознаванию поверхностей с различными фактурами: гладкие, шершавые, ворсистые и др. Для этого используем наборы тканей, различных сортов бумаги, наборы, включающие предметы из дерева, металла, стекла, пластмассы, глины и других материалов. При ознакомлении детей с фактурой предметов их внимание фиксируем также и на температурных ощущениях, получаемых при восприятии различных материалов. Обследуемые материалы необходимо сочетать с характеристикой их фактуры. Например, металл — гладкий и холодный, бархатная бумага — шероховатая и мягкая и т. п.

    Затем дети осваивают игры и упражнения с предметами. Например, из пуговиц разного размера и цвета выложить рисунок. В ярком подносе рассыпана мелкая крупа. Нарисовать пальчиком по крупе заданный рисунок. Насыпать горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошинку и удерживает ее остальными пальцами («собираем ягоды»), потом берет еще и еще, набирает целую горсть. Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок так, чтобы он весь уместился в кулачке;

игры с бумагой: складывание, разворачивание, скручивание, перелистывание, измельчение и т. д.

     Во время проведения игр с предметами особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, т.е. развивается ручная умелость, так необходимая детям с нарушением зрения.

     Универсальность обучающих возможностей дидактических игр и упражнений состоит в том, что их можно использовать и на занятиях, и в быту, в трудовых действиях, и в общении между детьми, и в самостоятельной деятельности.

     По развитию тонкой моторики, тактильной чувствительности, умению ориентироваться большую помощь оказывают специальные пособия и подручные предметы (тренажеры: «Шнуровка», «Гвоздики», «Тактильные дощечки»).

      Наша любовь, забота, профессиональная помощь детям с нарушением зрения обеспечивают гармоничное развитие каждого ребенка, радостнее восприятие им окружающего мира и уверенность в себе.

Литература

  1. Гореева Н. Коррекция развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения // Дошкольное воспитание. – 2002. – №6. – С. 75 – 79.
  2. Григорьева Г. В. Развитие ведущей формы общения у детей с нарушением зрения // Дефектология. – 20014. – №2. – С. 76.
  3. Ермакова В.П. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. – М.: Изд.: «Владос», 2000. – 240 с.
  4. Моисеева Р. Пальчиковые игры // Дошкольное воспитание. – 2000. – №10. – С.42.
  5. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов / Под ред. Белой А. Е., Мирясовой В. И. – М.: ООО «Издательство Артель», 2002. – 46 с.
  6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Плаксиной Л. И. – М.: Изд.: «Экзамен», 2003. – 256 с.
  7. Рогожина Е. Упражнения на развитие мелкой моторики // Дошкольное воспитание. – 1998. – №9. – С. 41.
  8. Шабанова Э. Фасоль, горох и … мелкая моторика // Игра и дети. – 2003. – №5. – С. 17 – 18.
  9. Шеповских Е. Развитие мелкой моторики // Дошкольное воспитание. 2000. – №5. – С. 61.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь