Практические рекомендации для педагогов ДОО по коррекционной работе с детьми младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
Аннотация. В настоящее время существует сеть специальных дошкольных учреждений смешанного вида, куда поступают в основном дети с косоглазием и амблиопией, некоторое количество слабовидящих и незначительное количество слепых детей. Содержание обучения и воспитания детей с нарушением зрения направлено на решение общих и специальных задач формирования знаний, навыков и умений, обеспечивающих слепым, слабовидящим и детям с косоглазием и амблиопией успешное поступление в школу. В данной статье представлены практические рекомендации для педагогов ДОО по коррекционной работе с детьми младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения (из опыта работы педагогов МБДОУ №32 г. Старый Оскол).
Ключевые слова: дети с нарушением зрения; восстановление зрения; коррекционное воздействие; театрализованные игры как метод коррекции нарушения зрения
Целью ДОО, куда поступают дети с нарушением зрения (слепота, слабовидение, косоглазие, амблиопия и др.), является обеспечение лечения, возможного восстановления зрения и предупреждение ухудшения его состояния, а также создание коррекционно-компенсаторных условий в процессе обучения и воспитания с целью предупреждения появления вторичных отклонений при раннем выявлении глазной патологии, и преодоление, ослабление или устранение недостатков познавательной деятельности, физических отклонений, некоторых нежелательных личностных качеств детей с нарушением зрения.
Содержание обучения и воспитания детей с нарушением зрения направлено на решение общих и специальных задач формирования знаний, навыков и умений, обеспечивающих слепым, слабовидящим и детям с косоглазием и амблиопией успешное поступление в школу. Специальные программы разрабатываются на основе программы воспитания в общеобразовательном детском саду. Наряду с этим введены специальные разделы по развитию зрительного восприятия и формирования предметных представлений, социальной адаптации и ориентировке в пространстве, развитию осязания, слухового восприятия, лечебной физкультуре, ритмике, коррекции нарушений речи.
Методы воспитания и обучения в дошкольных учреждениях строятся на основе общедидактических принципов обучения и с учетом особенностей развития детей с нарушением зрения, способов их восприятия (зрительного или осязательного), познавательной деятельности и компенсаторных возможностей. Применение специальных методов и приемов направлено на коррекцию зрительного восприятия, предметных представлений, ориентировки в пространстве, преодоление недостатков речевого развития, предметно-практической деятельности и т.д. Важное место в обучении занимает наглядность, которая адаптируется к условиям восприятия (зрительного или осязательного), широко используются оптические средства коррекции зрительного восприятия наглядно-иллюстративного материала. Для преодоления вербализма предметных представлений и расширения чувственного опыта проводится специальная работа по ознакомлению с окружающей действительностью на экскурсиях и наблюдения, при этом важная роль отводится регулирующей роли речи как средства компенсации слепоты и слабовидения. Для коррекции недостатков развития предметно-практических действий используется метод поэтапного, пооперационного выполнения заданий в ручном труде, конструировании, лепке, аппликации и т.д. [3].
Как показывают результаты диагностических обследований, дети с нарушениями обычно не уверены в себе, замкнуты, с плохо развитой мелкой моторикой рук, координацией движений, с нарушением в развитии речи, внимания, памяти, не умеющие общаться и сотрудничать. Эффективным методом коррекции и преодоления недостатков речевого развития, зрительного восприятия, предметных представлений, ориентировки в пространстве, предметно-практической деятельности, совместной деятельности и т.д. выступают театрализованные игры. Эффективность театрализованной игры обусловлена тем, что именно в ней наиболее ярко проявляется принцип обучения – «учить играя».
В данной статье приведем практический опыт коррекционного развития детей через театрализованную деятельность в МБДОУ №32 г. Старый Оскол, во второй младшей группе (для детей с нарушениями зрения)
1. Специально-организованная деятельность. Организация «вечеров развлечений» 1 раз в неделю со всеми детьми группы, которые включают:
– речевые разминки, игры со скороговорками (произнесение текста с разным темпом и скоростью, с разным настроением, с разной силой голоса, отстукивая ритм, с жестами): «Хлопочки», «Дирижёр», «Говорим»;
– игры на развитие фантазии, в которых развивается способность к импровизации: «Придумай жест», «Что пил», «Как живёшь бабушка?»;
– упражнения на память физических действий (выполнение действий исходя из опыта): «Пьём чай», «Гладим кошечку», «Мы идём в театр»;
– театрализованные игры: речевые, со стихами, режиссёрские, игры-драматизации. Они помогают формировать навык свободного и естественного поведения на сцене, упражняют в умении взаимодействовать с партнёрами, а самое главное дети приобретают навыки социально-бытовой ориентации: знакомятся с профессиями, с правилами поведения на улице, на дороге, в социуме, учатся быть вежливыми: «Два козла», «Волк и семеро козлят»;
– музыкальные игры на развитие песенного, танцевального и ритмического творчества: «Представьте себе», «Оркестр», «Кто стучится у ворот»;
– пальчиковые игры на развитие мелкой моторики рук;
– упражнения на зрительно-пространственную ориентацию направленные на обогащение, расширение чувственного опыта детей: «Топни левой ногой», «Пройди по извилистой дорожке медленно, а по прямой – быстро».
Таким образом, в социально-организованной деятельности большое внимание уделяется театрализованным играм и элементам драматизации, эти виды игр и упражнений гармонично вплетаются в структуру речевых разминок, музыкальных, пальчиковых и других видов игр, дополняя их, делая интереснее и эффективнее в аспекте коррекции. Театрализованные игры и упражнения подбираются таким образом, чтобы сочетались движения, речь, мимика, пантомима в различных вариациях.
2. Самостоятельная деятельность детей.Осуществляется детьми ежедневно, по желанию, утром или в вечернее время. Для самостоятельной деятельности детей организован театральный уголок «В гостях у сказки», интересно и выразительно оформлен; содержит разные виды театров, реквизит для разыгрывания сценок, детям доступны атрибуты для различных игровых позиций; уголок содержит постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы. Особый интерес дети младшего дошкольного возраста проявляют к игрушкам в театральном уголке. При контакте с игрушкой происходит поглаживание, ощупывание, определяется материал и свойства поверхности. При этом развивается тактильное и зрительное восприятие, мелкая моторика пальцев и рук, формируются умения и навыки правильного обследования предметов и умение действовать ими.
В индивидуальной работе с детьми используются упражнения, направленные на коррекцию нарушенного зрения, такие как:
– «Найди все мягкие игрушки» (умение использовать осязание, в процессе ориентировки в окружающих предметах);
– «Покажи, где у куклы голова, руки» (использование зрительно- осязательного обследования игрушек);
– «Расставь героев сказки от самого большого к самому маленькому», «Найди пару к герою сказки», «Какого персонажа не хватает?», «Угадай по описанию» (развитие зрительного восприятия);
– «Чудесный мешочек», «Угадай, какая игрушка в руках» (на активизацию сохранных анализаторов, стимуляцию предметных действий детей);
– «Принеси игрушку, которая стоит слева от зайки» (развитие ориентировки в пространстве);
– «Подбери персонажа сказки к его изображению» (умение соотносить изображение и предмет).
Индивидуальная работа с детьми является важной частью коррекционной работы, так как у детей разные дефекты зрения и разный уровень осязательной чувствительности и моторики рук.
3. Взаимосвязь с другими видами детской деятельности: музыкальной, двигательной, речевой, познавательной, изобразительной.
Театрализованные игры можно эффективно включить в такие виды детской деятельности, как музыкальная (музыкальные театрализованные постановки; разучивание движений для театрализованной постановки; разучивание слов и песен, соответствующих роли, рисование героев театрализованной постановки; изготовление масок и мн.др.). При этом таким видам деятельности, как ручной труд и рисование следует уделять особое внимание, так как дети младшего дошкольного возраста с нарушением зрения очень охотно принимают участие в этих видах деятельности: своими руками создают маски, «трафаретный» театр, настольный и пальчиковый театр из конусных игрушек для разыгрывания сказок «Теремок», «Колобок» и других, атрибуты для инсценировок. При этом действует принцип: «Творите и вовлекайте в творчество детей», а так же развивается мелкая моторика пальцев и рук.
Коррекционное развитие детей через театрализованную деятельность помогает при работе с детьми младшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Эта работа рассчитана на длительный период времени, с усложнениями по мере взросления детей. Она комфортна, эмоционально наполнена, помогает социально адаптироваться. Дети становятся любознательными, активными, готовыми общаться и со взрослыми, и с детьми.