Кудрявцева Оксана Викторовна
воспитатель
МАДОУ «Центр развития ребенка –
детский сад №12
г.Шебекино»
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе.
Тема: «Огород».
Образовательная область:«Познавательное развитие»; формирование целостной картины мира.
Цель: формирование у детей устойчивого интереса к природе.
Задачи:
- Углублять и расширять знания детей об овощах, учить делать простые выводы о произрастании овощей (в земле, на земле).
- Учить описывать внешний вид семян лука, их многообразии и индивидуальных особенностях.
- Учить сажать лук.
- Развивать познавательно-исследовательскую деятельность.
- Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Целевые ориентиры: активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; проявляет любознательность, устойчивый интерес к исследовательской деятельности и к различным видам детской деятельности.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»;«Речевое развитие».
Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, трудовая, коммуникативная, речевая.
Предварительная работа: беседа об овощах, их росте; знакомство с алгоритмом посадки лука; загадки об овощах.
Средства реализации: игрушка Чиполлино; корзина; загадка; пластмассовый лоток с землей в виде валиков из ткани; муляжи овощей; три вида семян лука: большая луковица (2 шт.), средняя луковица (4 шт.), семена лука в пакетике; три тарелки: большая, средняя и маленькая; увеличительные стекла или лупы по количеству детей; бумажная лента, с приклеенными к ней семенами лука «Чернушка»; мнемотаблица роста трех видов семян лука; 2 емкости с водой для посадки больших луковиц; лоток или 4 стаканчика с землей для посадки четырех средних луковиц; лоток с землей для посадки мелких семян лука; инструменты для рыхления земли; лейки; клеенка; влажные салфетки; дневник наблюдения.
Организационная структура игрового занятия
Этапы деятельности | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
1 | 2 | 3 |
Мотивационно-побудительный | Дети заходят в группу и видят игрушку Чиполино, рядом с ним корзина с овощами и семенами. – Ребята, смотрите, это кто к нам пришёл?(Чиполино). – А что ты такой грустный? Чиполино: – Я нёс овощи, семена и заблудился (плачет). – А куда ты их нёс? Чиполино: – Я загадаю вам загадку, и вы узнаете куда я шёл: Там морковка, там капуста, Там клубничкой пахнет вкусно. И козла туда, друзья, Нам никак пускать нельзя.(Огород) – Ребята, а разве Чиполино найдет зимой огород? (Нет, сейчас холодно, ничего не растет). – Поможем ему посадить огород? (Да). | Коммуникативная: отвечают на вопросы, отгадывают загадку. Игровая: принимают предложение помочь сказочному герою. |
Организационно-поисковый | Чиполино: – А у меня есть овощи, но как их правильно посадить я не знаю: что растет в земле, а что на земле. Проводится д/и «Огород», дети сажают в пластмассовый лоток, с искусственной землей (из ткани), муляжи овощей. Цель: закреплять знания об овощах и особенностях их произрастания. Чиполино: – Спасибо за помощь, молодцы! Вы можете играть в «Огород» круглый год. | Игровая: берут на себя роль помощников сказочного героя. Познавательно-исследовательская: определяют какие овощи растут в земле, а какие на земле, согласно правилам дидактической игры. |
| Чиполино: – А как же мне быть с моими семенами? (Показывает три вида семян лука, которые лежат вперемешку: маленькие – чернушка, средние – сеянка, большие – луковица). – Ребята, давайте разделим семена по размеру? Проводится д/и «Разложи по размеру», дети раскладывают семена в три тарелки: большую, среднюю и маленькую. Беседа о размерах семян лука: – Это какого размера луковица? (Большая). – Это какого размера? (Средняя).Ее ещё называют «Тыканка», так как втыкают в землю. – Как вы думаете, а это что? Это тоже семена лука, только очень маленькие.
| Познавательно-исследовательская: классифицируют луковицы и семена по размеру. Речевая:отвечают на вопросы о размере луковиц – большие, средние; семян – маленькие. |
– А что нужно взять в руки, чтобы хорошо рассмотреть семена? (Увеличительное стекло, лупу.) – Давайте возьмем лупу и увеличительные стекла и рассмотриммаленькие семена лука. Так как они черного цвета, их называют «Чернушка» или «Сеянка», потому, что их сеют в землю (показать сеющие движения пальцами). Дети рассматривают семена через увеличительное стекло или лупу. –Так как эти семена очень маленькие, сажать их неудобно. Чиполино приклеил их на бумажную ленту, которую просто положить в землю. | Познавательно-исследовательская: узнают новые слова – названия; рассматривают внешний вид семян лука, подходя к выводу. | |
| Физ. минутка: Дети в огород идут, А там овощи растут, Дети спинки наклоняют, И лучок они срывают. | Двигательная: активно выполняют упражнения физкультминутки: ходьба на месте; приседают и встают; наклон вперед, ноги прямые; имитируют движения по тексту. Речевая: повторяют слова физкультминутки. |
– Ребята, как же мы поможем Чиполино сделать огород зимой? Как можно посадить самую большую луковицу? (Обращает внимание на мнемотаблицу роста лука: первый мнемоквадрат «Большая луковица в стакане с водой». Ответы). – Как посадить семена лука среднего размера? (Второй мнемоквадрат: «Посадка средней луковицы в землю». Ответы). – А, самые маленькие семена, как вы думаете куда мы посадим? (Третий мнемоквадрат: «Посадка ленты с семенами». Ответы»). – Теперь мы знаем, как сажать разные виды лука. Поможем Чиполино посадить огород? (Ответы). Посадка лука и семян по выбору детей: в емкость с водой, в землю луковиц «Тыканки» или «Сеянки». Поливают посаженный лук. Чиполино: – Спасибо ребята, что научили меня создавать огород в холодное время года. А я вам за это дарю необычную игрушку Кроша. Вы будете его поливать и увидите, что с ним будет. Дети благодарят Чиполино и прощаются с ним. – Ребята, а мы свами будем вести дневник наблюдения за ростом лука на нашем огороде. Показывает дневник наблюдения. | Речевая: описание роста лука (трех видов семян лука) по мнемотаблице. Трудовая: посадка и полив лука. Познавательно-исследовательская: узнают об особенностях произрастания лука, знакомятся с дневником наблюдения. | |
Рефлексивно-корригирующий | – Скажите, что мы делали сегодня? Чем занимались? Что вам понравилось? (Ответы). Благодарит детей и хвалит их за старательность. – Вместе скажем: «Молодцы!» (Гимнастика Стрельниковой А.Н.). | Коммуникативная: выражают свои эмоции. Двигательная: гимнастика – вдох, руки вверх; выдох, сказать «молодцы». |
Обратите внимание!!!