Конспект ООД Весенние месяцы

Кудрявцева Оксана Викторовна
Воспитатель
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 12
города Шебекино Белгородской области” 

Образовательная область «Познание».
Программное содержание:

  • уточнять и систематизировать знания о временах года, о весенних месяцах, об изменениях в природе, происходящих весной;
  • учить детей различать признаки времен года, весенних месяцев;
  • упражнять детей в установлении причинно-следственных взаимосвязей между явлениями неживой природы и жизнедеятельностью растений и животных.
  • Развивать фразовую речь детей; обогащать и активизировать словарь по теме.
  • Воспитывать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы; воспитывать у детей потребность в общении с природой, формировать умение правильно вести себя на лоне природы.

Оборудование. Символы трех весенних месяцев; мультимедийная система; колокольчик; загадки о весне; сюжетные и предметные картинки о весне.

Ход занятия: Ребята, такая замечательная погода, у всех хорошее настроение? Еще совсем недавно лежал снег, было очень холодно. А сейчас растаял снег, ярко светит солнце, появилась трава.

Пробуждение от зимнего сна.

Земли обновление – все это весна.
Растаявший лед и ручья перезвон,
И птичек прилет – все весенний сезон.
Зеленый наряд одевает земля,
А люди спешат на поля.

Угадали, о чем мы будем говорить? Правильно ребята, к нам пришла весна. А кто мне скажет, сколько весенних месяцев? Как называются весенние месяцы? Где в группе мы можем получить эту информацию?

Дети заполняют Доску задач.

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело,
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна.

Какие признаки весны перечислены в стихотворении?
Находят соответствующие картинки.
Выставляют на магнитную доску.

Рекламное сообщение

Сегодня мы поговорим о весенних месяцах, узнаем, как люди называли их в старину. Поможет нам в этом волшебный колокольчик. Если вы правильно расставили значки на Доске задач, колокольчик зазвенит и расскажет нам, что-то интересное.

Ребенок подходит к Библиотеке. Приносит слово Март. Звенит волшебный колокольчик. Вы правильно выбрали первое направление. Вот и первое слово. Ребенок выставляет слово Март на магнитную доску. Давным-давно, в старину, март называли Солнечник, Капельник, Протальник, а сейчас все называют Мартом.

Месяц март – зимобор
Он с зимой вступает в спор,
Гонит стужу и метель,
Любит звонкую капель.
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.

Какие приметы весны перечислены в стихотворении? Почему март в старину называли Солнечником? Почему март называли Протальником? Что такое проталинки? В каких местах в первую очередь появляются проталины? Почему? Почему март называли Капельником? Откуда могло произойти название капельник? Как называется это явление? Объясните пословицу о марте: «То снегом сеет, то солнцем греет».

А бывает, ветер дует весной. Давайте покажем, как дует ветер.

Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.

Ребенок подходит к Центру искусства. Приносит слово Апрель. Звенит волшебный колокольчик. Вы правильно выбрали второе направление. Вот и второе слово. Ребенок выставляет слово Апрель. Второй месяц весны – апрель.

Апрель месяц – цветень
Он средь месяцев заметен
Первыми цветами,
Мокрыми лугами.

В старину апреля называли Снегогон, Водолей, Цветень. О чем говорит вам слово – Снегогон? Как появилось у апреля имя водолей? Именно в этом месяце всюду очень много воды: текут ручейки, разливаются реки, часто идут весенние дожди. В народе говорят: «Апрельские ручьи зелень будят» — что это значит? Это красивый месяц, появляются первые цветы. Назовите первые весенние цветы! Эти цветы очень любят свет, поэтому они зацветают еще до появления листвы на деревьях.

На опушке огоньки,
Целая проталинка.
Коротышки стебельки,
И цветочек маленький.
Листьев нет – она цветет,
Холодом охвачена.
Пчелкам самый ранний мед
Дарит мать-и-мачеха.

Это самый первый вестник весны. Этот цветок готовится расцвести еще под снегом. Как только снег растает, сразу же видны его желтые цветочки. Это растение питается талой водой, поэтому и расцветает раньше всех. Весной часто бывают заморозки, а цветочки не мерзнут. Как вы думаете, почему? Его стебелек покрыт пушком, который и защищает его от мороза. Раскрывает свой бутон этот цветок только солнышку. В пасмурные и вечерние часы он закрыт. Кто знает из вас, почему этот цветок имеет такое название? С одной стороны его листочки теплые и пушистые, как мамины руки; а с другой стороны — они гладкие и холодные. Можно ли эти цветочки собрать в букет и поставить в вазу? Нет, эти цветы не могут жить срезанными, сразу же погибают. А в земле они долго нас радуют своими желтыми глазками. Поэтому нельзя рвать эти цветы.

Что важное происходит в апреле в жизни птиц? На нашем дереве встретились все птицы. Покажите и назовите только перелетных птиц. Показ картинок на дереве. Чем заняты птицы весной? Давайте немножко поиграем.

Физкультминутка.
А уж ясно солнышко (Дети идут по кругу, взявшись за руки).
Припекло, припекло (Медленно поднимают руки).
И повсюду золото (Продолжают идти и медленно опускают руки).
Разлило, разлило.
Ручейки по улице (Бегут на носочках).
Все журчат и журчат.
Журавли курлыкают  (Идут, высоко поднимая колени)
И летят, летят.  (Взмахивая руками)

Ребенок подходит к Центру музыки. Приносит слово Май. Звенит волшебный колокольчик. Вы правильно выбрали третье направление. Вот и третье слово. Ребенок выставляет слов Май.

Май – “в старину меня называли Травень”.
Сад примерил белый цвет,
Соловей поет сонет,
В зелень наш оделся край
Вас теплом встречает май.

Почему в народе май называют травень? Почему в народе май называют цветень? Цветут деревья и кустарники. В мае очень переменчивая погода, бывают и заморозки. Посмотрите на картину: какая травка в мае? Какого цвета небо? Как светит солнце? Что происходит с деревьями в мае? В мае лес полон радостных звуков, пения птиц. Знаете ли вы, какая птица не высиживает своих птенцов? Она питается жирными, мохнатыми гусеницами. У птенчиков горлышки нежные, и проглотить такую пищу, они не могут. Вот и подбрасывает кукушка свои яйца в гнезда к другим птицам, чтобы те выкормили ее птенцов маленькими мошками и комариками. И у зверей весной появляются малыши.

Д/И с мячом. Мамы и детеныши.

Ребята, а вы любите отгадывать загадки?

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесе подснежник расцветет. (Весна).

Давайте, покажем, как пахнет весна.

Яростно река ревет
И разламывает лед.
Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной. (Сосулька). Покажите сосульку.

К маме-речке бегу
И молчать не могу.
Я ее сын родной,
А родился весной. (Ручей). Покажите ручей.

Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла.
И сады и огороды
Всей округи полила. (Гроза) Покажите грозу.

О чем мы говорили сегодня? Назовите три весенних месяца. Вы любите весну? За что?
Вы очень хорошо ответили на мои вопросы, вы молодцы! Если вам понравилось занятие, поставьте лучи к солнцу, а если нет, поставьте капельки к туче.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь