КАК ВОСПИТЫВАТЬ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

0
1583

 

 

Беликова Нина Александровна

Тимченко Валентина Александровна

Зубрилина Виктория Леонидовна

воспитатели

МБДОУ ДС № 40 «Золотая рыбка»

Рекламное сообщение     

Старооскольского городского округа

 

Прежде чем говорить о том, как воспитывать одаренных детей, давайте определимся, каких детей можно считать одаренными. Ожегов дает такое определение: одаренный – то же, что талантливый, т. е. обладающий талантом, проявляющий талант (выдающиеся врожденные качества, особые природные данные).

Одаренные дети, или вундеркинды (от нем. Wunderkind, дословно – чудесное дитя) – дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Вундеркинды, как правило, проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности относятся ко всем интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, энциклопедическим знаниям и так далее. Уже в раннем возрасте они могут поступить в институт, закончить его и защитить диссертацию, тогда как их сверстники еще учатся в школе; одаренные дети с музыкальными способностями пишут оперы; со способностями к шахматам – становятся чемпионами.

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, все они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время.

Ребенок в семье – не только большая радость, но и большая ответственность. Нередко уже в 2-4 года маленький вундеркинд опережает своих сверстников в развитии, легко запоминает интересные факты, услышанные из книг или в средствах массовой информации, обладает ярко выраженными способностями в математике, музыке, проявляет огромный интерес к окружающему миру. Означает ли это, что перед нами одаренный ребенок, требующий индивидуальных методов воспитания? Безусловно, да! Предлагаю поговорить о том, как воспитать одаренного ребенка в семье. Наивно полагать, что воспитание одаренных детей в семье – занятие менее сложное, чем воспитание детей со средними способностями. Хотя, вполне естественно думать, что ребенок, опережающий сверстников по уровню развития, не будет встречать трудностей в учебе, и ему уготовано более счастливое детство, а в последующем и сокрушительный успех во взрослой жизни. В действительности же детей с ранним умственным развитием могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе, зачастую принимающие характер настоящей драмы в ходе возрастного развития.

Большинство проблем одаренных детей связано с их психосоциальной чувствительностью. Так, они обнаруживают обостренное чувство справедливости и предъявляют высокие требования к себе и окружающим, зачастую, им недостает эмоционального баланса. Они критически относятся к собственным достижениям, в результате чего страдают низкой самооценкой. Стремление ставить перед собой завышенные цели, не имея возможности достичь их, приводит к переживаниям, которые могут привести к моральным травмам.

Очень важно, как будут вести себя родители, бабушки и дедушки, когда выяснится, что ребенок обнаруживает необычные способности. Вполне понятно, что наряду с чувствами радости и гордости такой ребенок вызывает некоторую озабоченность и даже тревогу, поскольку раннее пристрастие к занятиям, требующим работы ума, ставит старших членов семьи в настоящий тупик. Им кажется, что занятия не по возрасту выбиваются из общих понятийных рамок нормального развития, что не может не являться основанием для подсознательной тревоги. В результате на голову ребенка обрушиваются разного рода сомнения и страхи. Чтобы избежать подобных неприятностей, родителям стоит подробнее изучать особенности детской психики.

Науке известны два типа одаренных детей: альтруистический и эгоцентрический, которые по своей сути представляют собой как бы два разнонаправленных вектора: один вектор идет в сторону человека (эгоцентрик), а другой – от него (альтруист). Образно говоря, альтруисты – это дети с высоким уровнем духовности и свои «таланты и дары» они направляют во благо других, стараются быть полезными обществу. Например, дети с высокими интеллектуальными способностями принимают активное участие в научных конференциях, олимпиадах, викторинах, культурных и спортивных мероприятиях, тем самым защищая интересы и честь своей школы. Им нравятся сложные игры, требующие смекалки, гибкости ума, проявления логических способностей.

Дети с эгоистическими наклонностями более ориентированы на самообогащение за счет своих способностей. Мотивом к участию в проводимых мероприятиях служит финансовое или материальное вознаграждение. Мы думаем, что данный случай – случай влияния родителей. Это в большей степени проблема семейного воспитания, нежели социального. Таким образом, в воспитании сформулированы главные ценностные ориентации и установки, оно является важной составляющей гармоничного развития одаренного ребенка.

Механизмы развития интеллекта:

  1. Интеллект можно и нужно развивать. Важно ребенка заинтересовать, но помнить, что задача, стоящая перед ним, должна быть по силам.
  2. Мозг – тонко настроенный механизм, с ним опасно переусердствовать. Нельзя бесконечно впитывать информацию, когда – то ее надо переваривать. Ребенок должен отдыхать. Хорошо, если он займется спортом.
  3. Гений – не просто умный человек, это созидатель. При каждом удобном случае демонстрируйте ребенку причинно-следственные связи. Немного освоив анализ, переходите к синтезу, т. е. созданию чего-то нового.
  4. Детям свойственно отвлекаться и с головой уходить в новые увлечения. С самого раннего детства у ребенка надо воспитывать настойчивость в достижении поставленной цели.

Прежде всего важно, как поведут себя родители и другие старшие члены семьи, когда обнаружится необычность ребенка. Часто наряду с радостью и гордостью такой ребенок вызывает и озабоченность, даже тревогу, поскольку пристрастие к умственной работе производит у родителей впечатление чрезмерности. Иногда родители, с которыми ничего подобного не происходило, опасливо присматриваются к такой увлеченности, к занятиям не по возрасту.

При этом далеко не всегда взрослым удается хотя бы не обрушить на голову ребенка все свои сомнения и страхи. В других семьях чрезвычайными детскими способностями и успехами ребенка восхищаются, охотно его демонстрируют знакомым и незнакомым.

Так подогревается детское тщеславие; но на основе самомнения и тщеславия нелегко найти общий язык со сверстниками. В дальнейшем это может обернуться немалыми огорчениями для растущего человека.

Дети с ранним умственным подъемом нередко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям и порицаниям. В семье могут ввести запрет на разговоры о талантливости ребенка, но не всегда он достаточен, кто-нибудь из членов семьи иногда забудется, выразит свой восторг. А ребенок, естественно, не пропустит, уловит восхищение своим умом, своими успехами.

Если же старшие, напротив, нисколько не ценят проявления необычных способностей, смотрят на них как на странность, которая со временем пройдет, то и такое отношение тоже будет «принято к сведению», оно не минует детского сознания.

И в заключении своего выступления, хотелось бы напомнить китайскую мудрость, которая на мой взгляд, должна стать девизом родителей в воспитании ребенка: «Скажи мне, и я забуду; покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь»

 

 

 

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь