Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных учреждений по развитию двигательной активности дошкольников.
Павлоцкая Наталья Александровна,
инструктор по физической культуре (плавание)
Григорова Елена Александровна,
педагог дополнительного образования
МБДОУ ДС №63 «Машенька»
Старооскольского городского округа
Тема: Развитие двигательной активности дошкольников, изучение подводного мира его обитателей посредством использования нестандартного оборудования на занятиях по плаванию.
Цель: передача педагогом-мастером концептуальной и практической сторон собственной системы работы по развитию двигательной активности дошкольников приобщение к природе подводного мира и его обитателей на занятиях по плаванию посредством использования нестандартного оборудования.
Задачи:
- создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
- популяризация и распространение передового педагогического опыта и инновационных педагогических идей, технологий;
- повышение эффективности образовательной деятельности, направленной на повышение качества организации двигательной активности воспитанников на воде, изучение подводного мира его обитателей посредством внедрения нестандартного оборудования;
Методы и приемы:
- словесное воздействие: беседа, объяснение, мотивация, выполнение задания;
- наглядное воздействие: использование наглядного нетрадиционного оборудования;
- практическое воздействие: использование игровой деятельности на воде.
Образовательные ресурсы: нестандартное оборудование для организации двигательной активности, творчества участников; мультимедийная установка, презентация.
Сценарий мастер-класса
Физическое воспитание подрастающего поколения всегда было и остается в центре внимания общества. Полноценное физическое развитие дошкольников – это, прежде всего своевременное развитие интереса ребенка к различным, доступным видам движения, в том числе, изучение подводного мира его обитателей.
Современные исследования показывают, что плавание является – одним из важнейших звеньев в физическом воспитании и развитии двигательной активности ребенка. Данный вид деятельности способствует формированию здорового, крепкого, закаленного, хорошо владеющего своим телом дошкольника, любящего природу подводного мира его обитателей и самостоятельно ориентирующегося в окружающей его среде, поэтому обучение плаванию остается актуальной темой не только для каждого человека, но и для общества в целом.
Анализируя деятельность детей в бассейне, возникла необходимость разработать дополнительное оборудование с целью – повысить качество двигательных умений и навыков на воде, изучение природы подводного мира.
В ежедневной деятельности с детьми использую следующие формы работы: демонстрация двигательных действий, разучивание подвижных игр на воде, использование плакатов, картинок с морскими обитателями, плавающих и ныряющих предметов, упражнений для специальной подготовки, освоение передвижений в воде – для приобретения навыков погружения в воду и изучение природы морского дна.
Для более эффективной реализации поставленных задач:
- был разработан план-проект по обогащению развивающей предметно-пространственной среды в бассейне;
- изготовлено нестандартное оборудование, направленное на развитие двигательной активности детей дошкольного возраста на воде и приобщение к природе подводного мира и его обитателей.
Необходимое к изготовлению оборудование.
Для развития дыхания под водой и над водой эффективно применялись:
- «Трубочки для дыхания с морскими водорослями» – способствующие формированию правильного вдоха и выдоха, а также изучение значения водорослей в воде.
- «Кольцо – карусель с грузиками» – с помощью этого оборудования дети учатся нырять под воду с головой, открывать глаза под водой и смотреть на грузики, строя из песка пещеры под водой.
- «Ворота для ныряния с морскими водорослями» – с помощью этого оборудования дети учатся нырять с места и высоты бортика, преодолевая страх под водой с места и страх тактильного контакта с водорослями под водой.
- Разноцветные камушки «Искатели сокровищ» – предназначены для ныряния под воду с головой для воспитанников старшего дошкольного возраста, а также для обогащения знаний о морском дне.
- «Волшебная удочка» – развивает навык ныряния лицом в воду, для обогащения знаний о морских обитателях.
- «Разделительные дорожки» – способствуют развитию умений плавать разными способами, по-одному не наталкиваясь и не мешая друг другу, плавая «дельфином» под водой.
- «Осьминожки» – помогают маленьким детям преодолеть страх перед водой и закрепить умение обливаться с головой
- «Плывущие катамараны» – способствуют формированию правильного вдоха и выдоха и погружению на морское дно.
- с помощью оборудования «Весёлая семейка» («Гусеница», «Лягушата») развивается навык скольжения на воде.
- способствует развитию двигательной активности на воде занимательная игрушка – «Лягушка путешественница».
Следующим этапом явилось – включение оборудования на занятия по плаванию с целью разнообразия содержания занятий, привлечение нераскрытых ресурсов и возможностей детского организма, а также формирование двигательных умений и навыков на воде, повысить интерес к познанию жизни под водой и его обитателей.
Для того, чтобы поддержать интерес детей на занятиях использовалось художественное слово, яркий наглядный материал, плавающие игрушки разных размеров, подвижные и дидактические игры, игровые упражнения, сюрпризные моменты, музыкальный материал.
Разработанные игры и упражнения, позволяют разнообразить содержание занятий по плаванию, повысить их знание о природе подводного мира и его обитателях, привлечь нераскрытые ресурсы и возможности детского организма.
Использование нестандартного оборудования в комплексе с другими формами работы дают возможность детям овладеть наиболее рациональными способами движений на воде, развить физическую силу, выносливость, ловкость, быстроту реакции, укрепить здоровье и обогатить знания о жизни растений и обитателей под водой.
Имитационная игра
Уважаемые коллеги! А сейчас мы вместе с вами будем играть и плавать, используя нестандартное оборудование. Но прежде, я расскажу вам одну историю. Однажды я стояла у открытого окна, а красивая ласточка кружилась в воздухе, затем она села мне на ладонь, и рассказала мне историю про маленькую хрупкую Дюймовочку. Случилось это на море. Разыгрался шторм, подул сильный ветер и разбросал лепестки цветка, на котором сидела крошечная девочка. Она испугалась и попросила о помощи. Как вы думаете, мы сможем помочь Дюймовочке? Но для этого нужно преодолеть препятствия, чтобы собрать лепестки, уплывшие в море от ветра.
Первое препятствие.
Это грустная лягушка, она застряла в болоте и очень голодна, если мы поможем ей выбраться из болота и накормим ее мошками и бабочками, то она нас отблагодарит, возможно, достанет лепесток. (Нужно собрать по одной бабочке или мошке, принести и накормить лягушку). Первое препятствие мы преодолели успешно. Благодарим лягушку, потому что она достала нам два лепестка с морского дна.
Второе препятствие.
Учит нас нырять волшебная карусель и маленький лягушонок, мы вместе «ныряем» и достаем два лепестка.
Третье препятствие.
Мы играем с веселыми осьминожками, помогаем им переправиться на другой берег, плаваем, ныряем и обливаемся с головой, за что они дарят нам два лепестка.
Четвертое препятствие.
После шторма и сильного ветра черепашка не может быстро приплыть к своей подружке гусеничке, мы ей помогаем проскользить через ворота и доплыть до берега, они нас благодарят и помогают нам достать последние лепестки.
Собираем лепестки в цветок любым понравившимся способом. И отправляем Дюймовочку в дальнейшее плавание.
Это оборудование можно интегрировать в различные виды детской деятельности, включать на занятиях по физической культуре, организацию подвижных игр на прогулке, физкультминутки, спортивные праздники, развлечения.
Моделирование
А сейчас мы будем учиться моделировать.
Предлагаю самостоятельно составить модель двигательной деятельности одного дня в старшей группе, используя представленные игровые приемы.
Подберите наиболее эффективные варианты двигательно-игровой деятельности, в пяти образовательных областях.
Предлагаю вам карточки, на которых изображено нестандартного оборудовании. Подумайте, в какой образовательной области вы смогли бы применить это оборудование, и используя карту, попробуйте определить формы вашей работы.
Надеюсь, что использование полученных вами знаний о методе моделирования нетрадиционного оборудования в двигательную деятельность можно включать на занятиях по физической культуре, организацию подвижных игр на прогулке, физкультминутки, спортивные праздники, развлечения. Знания помогут Вам повысить эффективность работы по организации двигательной активности дошкольников.
Рефлексия
Перед вами расположены три прозрачные вазы. Я прошу вас взять капельку утренней росы и положить в одну из них. Первая ваза с зеленым лепестком символизирует, что представленный материал вам интересен, и вы будете его использовать. Вторая ваза с желтым лепестком: «Представленный материал мне интересен, но использовать его в практической деятельности я затрудняюсь», третья ваза с коричневым лепестком: «Представленный материал мне не интересен, и использовать я его не буду».
По мере наполнения ёмкости лепестками (в соответствии с бирками). В итоге получится своеобразная диаграмма, по которой можно определить ваш интерес к представленному мною опыту работы.