Этнопедагогический подход в коррекционной деятельности учителя-логопеда

0
1281

Потанина Наталья Анатольевна,
Ансимова Татьяна Владимировна
учителя – логопеды
МБДОУ ДС №64 «Искорка»,
г. Старый Оскол

Материал предоставлен для участия во Всероссийской научно-практической конференции «Этнопедагогика как ресурс воспитания и становления личности детей через приобщение к традиционной родной культуре и традициям народов мира»

 

 

В настоящее время дошкольники с недостатками речи составляют едва ли не самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Проблема воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями является весьма острой и актуальной на сегодняшний день.   Как правило, у детей-логопатов наблюдается ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи, звукослоговой структуры слов, недостаточная сформированность связной речи. Чаще всего дети не владеют достаточной информацией о родном крае, его традициях и обычаях, соответственно,    перед педагогами ДОУ стоит задача предоставления такой информации, направленной в том числе и на формирование  бережного и  уважительного отношение к малой Родине.  Многолетняя практика показывает, что при систематической работе с ребенком нарушение его речи можно исправить, поэтому поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности. Проведенный нами анализ логопедической коррекционно-развивающей работы позволяет сделать вывод об огромном неиспользованном потенциале народной педагогики в коррекционной работе с детьми с речевыми расстройствами. В современных условиях необходимы поиск и реализация моделей и технологий логопедического воздействия, включающих средства и методы этнопедагогики. Работа учителя-логопеда по использованию этнопедагогического потенциала в работе с детьми с речевыми нарушениями, как правило, реализуется различными средствами. Это знакомство детей с поговорками, пословицами, загадками, народными сказками, использование давно забытых слов и выражений,  восприятие произведений народного искусства. Логопедические занятия с использованием методов и средств народной педагогики проводятся преимущественно в игровой форме. Народные игры, простые и доступные по своему содержанию, помогают практическому овладению формой и значением слов, словосочетаний и более крупных словесных конструкций, отражающих быт, культуру народа, его трудовую деятельность и окружающую природу. В целом, содержание, методы и приемы логопедической работы, построенной на этнопедагогическом материале, на наш взгляд, направлены на решение ряда коррекционных задач.  Это формирование навыков правильного звукопроизношения, речевого слуха и фонематического восприятия,   развитие грамматического и семантического компонентов речи, развитие выразительности речи.

В логопедической практике использование материалов о родном крае является неотъемлемой частью, поэтому в планирование коррекционной работы учителя-логопеда включены такие темы, как:  «Старый Оскол – наш родной город»,  «Игрушки»,  «Семья», «Времена года», «Транспорт», «Профессии» и др. В рамках изучения таких лексических тем дети знакомятся с бытом, традициями, обычаями,  социальной средой, природой родного края как прошлых лет, так и в настоящем времени.

Представляем вашему вниманию методическую разработку «Экскурсия в музей» с использованием слайдовой презентации.  Данная методическая разработка представляет собой организованную образовательную деятельность по формированию  лексико-грамматических категорий и развитию связной речи  в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

материалы в печатный сборник 

Дидактические игры и упражнения методической разработки способствуют решению как коррекционных, так и воспитательных задач, стоящих перед учителем-логопедом.  Чтение стихотворения, рассказ, беседа способствуют расширению кругозора детей, развитию познавательного интереса к истории родного города.  Кроме того,  возрастает речевая активность детей, расширяется и обогащается словарь. Предлагаемый материал помогает формировать чувства патриотизма: гордости за свою Ро­дину, любовь к родному краю, уважение традиций.

Данная методическая разработка  может быть  использована  в условиях групп компенсирующей направленности ДОУ, логопунктов ДОУ, школ, поликлиник.

Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми  нарушениями речи  «Экскурсия в музей» с использованием регионального компонента

Цель: формирование лексико-грамматических категорий и связной речи у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи; воспитание нравственно-патриотических чувств у детей.

Задачи:

– развитие диалогической и монологической речи у детей;

– развитие активного словаря;

–  закрепление грамматических категорий;

– развитие связной речи;

– развитие внимания, памяти, мелкой моторики;

– развитие познавательных интересов;

– уточнение и закрепление представлений детей о родном крае;

-воспитание нравственно-патриотических чувств у детей.

Оборудование: репродукция картины В. Васнецова «Три богатыря», старооскольская народная игрушка, предметные картинки (дом без дверей, окон, крыши, стен, стол без ножки, часы без стрелок), карандаши, картинки-модели для описания игрушки), коробка, раскраски с изображением старооскольской игрушки, слайдовая презентация.

Предварительная работа: рассматривание репродукции картины В. Васнецова «Три богатыря». Активизация словаря по лексическим темам: дикие, домашние животные родного края, птицы, насекомые, профессии, растения, родной город, моя улица, мой дом. Рассматривание народных игрушек (дымковских, филимоновских). Составление рассказов – описаний об  игрушке.

Ход занятия:

Организационный момент. Сообщение учителем – логопедом темы занятия.

Учитель-логопед: Сегодня я вас приглашаю на экскурсию в музей (слайд №1).  Упражнение «Я начну, а ты закончи»:

 Я пойду в музей. Он пойдет в музей.  Она … Мы … Они … Вы …

 Учитель-логопед:  Чтобы пойти в музей,  необходимо купить билеты. Для этого нам нужно посчитать (слайд №2). 

Упражнение   “Счет от 1 до 5” (Слова для счета: рубль, копейка, билет).

Учитель-логопед: Как вы думаете, от какого слова могло образоваться слово рубль? (рубить). Да, рубль – рубили от большого слитка серебра. В древней Руси монеты (копейки, рубли) чеканили из разных металлов (слайды №3,4,5). 

Упражнение «Что из чего какое?»:

Монета из серебра какая? (серебряная).

Монета из золота какая? (золотая).

Монета из меди какая? (медная).

Деньги из бумаги какие? (бумажные).

Учитель-логопед:  Я вас приглашаю пройти в исторический музей.

Послушайте стихотворение нашего старооскольского поэта В. Щеколдина.

На месте «крепком», в чистополье,

Повелевал Великий князь

«Изладить город на Осколе»,

О чём и писан был указ.

И вот на солнечном просторе,

Где степь стелила ковыли,

Срубили крепость. И на взгорье

Оскольском город возвели.

Чтоб дали русские не меркли,

И ворог лютый Русь не жёг,

Подняли первым делом церкви

Да воеводский острожок.

В 1593 город   под именем Оскол основан как застава на южных границах Русского царства.  Город назван по имени реки, на берегах которой расположен. Вокруг крепости стали селиться люди. Эти  поселения стали называть слободы. Основную часть населения составляли военные и крестьяне. Очень часто на Руси называли города, улицы, мосты, переулки по названию профессий   проживающих там людей. Гончарный переулок,  я думаю, назвали так  потому,  что там жили гончары, Поварская улица,  мне кажется, была названа так потому, что там большинство жителей работали поварами.   Как назывались, да и сейчас называются, слободы нашего города? (слайд №6,7). 

Если в слободе жили казаки? (Казацкая).

Если в слободе жили ямщики? (Ямская).

Если в слободе жили стрельцы? (Стрелецкая).

Если в слободе жили пушкари? (Пушкарская).

Если в слободе жили ездоки – (Ездоцкая).

Учитель-логопед: Сейчас мы находимся в зале архитектуры. Поработаем с вами архитекторами. Перед вами картинки. В этих зданиях (домах) не хватает деталей, которые мастера должны достроить.

Упражнение «Без чего этот дом?»  (Дом без окон, без дверей, без крыши, без стен) (слайд №8). 

Учитель-логопед: Археологи нашли во время раскопок разные старинные вещи, но, прежде чем они попадут в музей, их надо восстановить. Пройдите в мастерскую.

Дети дорисовывают недостающие части предметов (стол без ножки, часы без стрелки, чайник без носика, пальто без рукава, чашка без ручки).

Учитель-логопед: А теперь пройдите в зал “Я и мое имя”. В Древней Руси имена могли давать людям в зависимости от наружности, особенностей. подчеркивающих внешний вид человека, черт его характера, профессий, названий животных, птиц, растений. Какие фамилии могли образоваться от названий животных? (слайды №9,10,11). 

Заяц (Зайцев), волк (Волков), мышь (Мышкин), кошка (Кошкин), медведь (Медведев), белка (Белкин), корова (Коровин), бык (Быков).

Какие фамилии могли образоваться от названий птиц?

Галка (Галкин), сорока (Сорокин), сокол (Соколов), орел (Орлов), воробей (Воробьев), голубь (Голубев).

Какие фамилии могли образоваться от названий насекомых?

Жук (Жуков), бабочка (Бабочкин), мотылек (Мотыльков), муравей (Муравьев).

Какие фамилии могли образоваться от названий растений, кустарников, деревьев?

Калина (Калинин), малина (Малинин), цветок (Цветков), ромашка (Ромашкин).

Какие фамилии могли образоваться от названий профессий?

Гончар (Гончаров), мельник (Мельников), кузнец (Кузнецов).

Учитель-логопед: Наряду с именами на Руси встречались и прозвища. Они определяли какие-либо свойства человека, указывали на происхождение из определенной местности или национальность. В нашем музее хранится репродукция картины Виктора Васнецова «Три богатыря» (слайд №12).  

Как вы думаете, почему дали такое прозвище Илье –  Муромец? (Илья был родом из города Мурома).  Почему, по вашему мнению, Добрыне дали прозвище Никитич?  (Сын Никиты).   Почему, по вашему мнению, Алеше дали прозвище Попович?  (Сын попа).

Учитель-логопед: У наших богатырей не просто сила, а … (силища). 

У богатыря не просто кулак, а … (кулачище).

У него не просто рука, а огромная …(ручище).

Обут богатырь в огромные … (сапожище).

У богатыря громкий голос… (голосище).

У него не просто нога, а огромная … (ножище) (слайд №13). 

Учитель-логопед: Если мы сравним богатыря Илью Муромца и гномика, то:

У богатыря большие руки, а у гномика … (ручки).

У богатыря большая нога, а у гномика … (ножка).

У богатыря большой нос, а у гномика … (носик).

У богатыря большой глаз, а у гномика … (глазик).

У богатыря большая рубашка, а у гномика … (рубашечка) (слайд №14). 

Учитель-логопед: В музее хранится коробка. Спрятана в ней русская народная игрушка. А вот какая, вы узнаете, если зададите мне вопросы.

После каждого вопроса дети выставляют схему – модель.

Спросите у меня, какая это игрушка? Кто изображен? (Это птица? –нет.  Это человек? – нет.  Это животное? – да).

Спросите у меня, какое это животное? (Это медведь?  – нет.  Это корова?  – нет. Это заяц? – нет. Это лиса? – нет.  Это барашек? – да).

Спросите у меня, из чего сделана эта игрушка? (Из соломы? – нет.  Из дерева? – нет.  Из лоскутков ткани? – нет. Из глины? – да).

Спросите у меня, чем украшена  игрушка? (На игрушке нарисованы цветы? – нет. На игрушке нарисованы полоски? – нет. На игрушке нарисованы круги? – да).

Спросите у меня, какого цвета круги? (Круги белые? – нет. Круги желтые? – нет. Круги красные? – да).

 Далее учитель-логопед предлагает детям составить рассказ об игрушке с опорой на схему, по цепочке, без опоры на схему (слайд №15). 

Затем открывается коробка и детям демонстрируется народная старооскольская игрушка.

Итог занятия. Учитель-логопед предлагает детям вспомнить, что делали на занятии, сказать, что больше всего понравилось делать, а что вызвало затруднения.

 

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь