Гладких Алина Рафаеловна
Слепко Антонина Ивановна
Яновская Надежда Дмитриевна
инструкторы по физической культуре
МАДОУ ДС № 69 «Ладушки»
город Старый Оскол
Материал предоставлен для участия во Всероссийской научно-практической конференции «Этнопедагогика как ресурс воспитания и становления личности детей через приобщение к традиционной родной культуре и традициям народов мира»
Игра в народной культуре – это форма развлечения. Народные игры являются неотъемлемой частью культуры народа, в них заключены традиции прошлого и настоящего. Содержание некоторых игр может рассказать о труде и быте народа, его вере.
Для ребенка игра – одна из главных форм его деятельности, через которую осваивается мир окружающих его предметов, человеческие отношения, собственные функциональные возможности и одновременно создается особый колорит всей детской жизни.
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с культурой, с народными играми, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности своей Родины, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться.
В нашем ДОУ педагогическая работа построена так, что духовно-нравственное воспитание — это естественный процесс и результат всего воспитательно-образовательного процесса.
Основа физического воспитания в детском саду двигательно-игровая деятельность, именно в ней ребенок познает окружающий мир, его законы и особенности. В двигательной деятельности нравственные качества формируются путем подбора упражнений, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстниками, добиться общей цели. Дети осознают принадлежность к коллективу и учатся управлять своим поведением. Высокое эмоциональное напряжение, которое сопровождает выполнение физических упражнений, содействует закреплению нравственных представлений в чувствах, переживаниях, привычках.
Хотим Вам представить любимые игры Белгородской области в нашем ДОО:
Дедушка Мазай.
Участники игры, выбрав дедушку Мазая, договаривались между собой, какие движения, обозначающие работу (например, сеяние, молотьбу, жатву, косьбу и т. д.), будут ему показывать. Двигаясь к дедушке Мазаю, пели:
Здравствуй, дедушка Мазай,
Из коробки вылезай!
Где мы были, мы не скажем,
А что делали – покажем!
После все изображали движениями работу, о которой договаривались. Если дедушка Мазай отгадывал – дети разбегались, а он должен был их ловить. Первый пойманный становился дедушкой Мазаем. Игра повторялась. Если дедушка не отгадывал – ему показывали другую работу.
В краски.
Ударяют мячом о землю и поют:
Мы в краски играли
И краски потеряли,
Раз, два, три,
Ну-ка, Ванечка, лови!
Со словами: «Ну-ка, Ванечка, лови!» мяч бросают тому участнику, имя которого было названо. Он, ударяя мяч о землю, называет следующего участника, которому будет брошен мяч. Играют, пока кто-нибудь из игроков не выпустит мяч.
Разлучка.
Дети становились попарно. Водящий – впереди, без пары. Он громко говорил: «Горю, горю, пылаю. Кого хочу – поймаю. Раз, два, три – беги!» Задняя пара бралась за руки и, отпустив их, разбегалась в стороны, чтобы впереди снова образовать пару. Водящий не должен был допустить их соединения и старался кого-нибудь из них поймать раньше.