Новоточина Наталья Андреевна
инструктор по физической культуре
МКДОУ д/с № 9 пос. Брусянский
Узловского района Тульской области
ЭЛЕМЕНТЫ ФУТБОЛА НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
методическая разработка
Удары по мячу ногами – основа техники футбола. В дошкольном возрасте детям вполне по силе освоить азы техники таких приемов, как удары внутренней стороной стопы, внутренней частью подъема, серединой подъема, носком. При разучивании с детьми 5-7 лет этих элементов игры следует учитывать их трехфазовую структуру: предварительную фазу (разбег), подготовительную фазу (постановку опорной ноги) и за-ключительную фазу (ударное движение и так называемую проводку). Когда удар по мячу выполняется с места, предварительная фаза отсутствует.
Ознакомление дошкольников с основами техники ударов ногами по мячу рекомендуется начать с их выполнения ведущей ногой. Лишь после того, как дети прочувствуют в целом технику выполнения того или ино-го приема ведущей ногой, следует перейти к их освоению другой ногой, которая слабее. Методическая последовательность обучения технических приемов такова. Сначала разучиваются удары по неподвижному мячу с места, затем выполняются удары с одного шага (при этом основное внимание обращается на правильный подход к мячу и правильную постановку опорной ноги в момент удара), после этого выполняются удары по неподвижному мячу с 2 – 3 шагов с разбега. Постепенно сле-дует переходить к обучению детей ударам по катящимся навстречу или сбоку мячам. Эти приемы выполняются как с места, так и с разбега. Ко-гда дети освоят основы техники данных приемов, рекомендуется перейти к занятиям над точностью ударов.
Удар внутренней стороной стопы выполняется следующим образом. Опорная нога ставится рядом с мячом. Ее носок должен совпадать с направлением предполагаемого движения мяча. Стопа согнутой в ко-ленном суставе бьющей ноги перед ударом сильно разворачивается наружу и выносится вперед. Ее голеностоп напрягается. При соприкос-новении стопы с серединой мяча туловище бьющего наклоняется над мячом. Произведя удар, бьющая нога продолжает движение за мячом. Это движение и называется проводкой. Далее предлагаются упражнения для обучения детей данному техническому приему. В зависимости от условий и подготовленности детей педагог по своему усмотрению вклю-чает их в физкультурные занятия.
Упражнения для обучения детей технике ударов по мячу
Дети выполняют размахивание бьющей ногой вперед с разворотом стопы наружу (на 90°). Затем это движение повторяется, но уже со сги-банием опорной ноги в коленном суставе перед началом ударного движения бьющей ногой.
Встав перед мячом, дети производят легкий удар по набивному мячу, чтобы хорошо прочувствовать место соприкасания внутренней сто-роны стопы с мячом.
Дети упражняются с подвешенным к потолку или специальной рей-ке мячом. Слегка раскачав мяч, они в момент его приближения к бью-щей ноге наносят по нему удар внутренней стороной стопы.
Встав в 2-х м от стенки, дети ударом по мячу с места направляют его низом в стенку. Опорная нога ставится рядом с мячом. А удар внут-ренней стороной стопы производится точно в середину мяча.
То же, но удар производится с одного шага разбега. Опорная нога ставится на специальную разметку рядом с мячом.
Дети упражняются в парах. Один из них имеет мяч. Партнеры встают друг против друга на расстоянии 6 -7 м. Имеющий мяч рукой накатывает его на товарища, а тот ударом по катящемуся мячу (без раз-бега) посылает мяч низом обратно и т.д. Периодически занимающиеся меняются ролями.
То же, что и предыдущее упражнение, но удар по мячу наносится сначала с одного шага разбега, а затем с 2-3-х шагов разбега.
Дети встают в 3 – 4 м напротив стенки. Каждый имеет мяч. Они подбрасывают мяч перед собой на уровне головы. Отскочивший от поверхности площадки мяч ударом с лета внутренней стороной стопы посылается в стену. Затем занимающиеся ловят отраженный от стенки мяч и вновь таким же способом с лета посылают его в стенку.
Дети упражняются в парах. Каждая пара имеет мяч. Партнеры по-переменно передают мяч низом друг другу внутренней стороной стопы в одно касание, периодически меняя бьющую ногу. Расстояние между партнерами – 4 -5 м.
Дети упражняются в парах. Они встают напротив друг друга на расстоянии 5 – 6 м. Каждая пара имеет мяч. Первый набрасывает мяч по воздуху на партнера. Тогда после отскока от поверхности площадки ударом внутренней стороной стопы с лета посылает мяч первому. Первый ловит мяч и вновь набрасывает его партнеру и т.д. Через определенное время партнеры меняются ролями.
Дети упражняются в парах. Они встают напротив друг друга на расстоянии 4 – 5 м. Между ними из стоек сооружаются ворота шириной 1 м. Партнеры попеременно передают мяч низом друг другу в одно ка-сание, стараясь, чтобы мяч точно проходил в ворота.
На площадке размечается круг диаметром 8 м. Педагог с мячом встает в середину круга. Дети размещаются равномерно по кругу. Педа-гог поочередно посылает мяч низом ударом внутренней стороной стопы поочередно каждому занимающемуся. Принимающий мяч делает шаг вперед и таким способом возвращает мяч обратно педагогу и т.д.
То же, но дети передвигаются по кругу по ходу часовой стрелки, а педагог посылает мяч на ход бегущему. Тот выполняет удар левой но-гой внутренней стороной стопы, стараясь точно направить мяч педаго-гу, и т.д. При выполнении удара по мячу внешнее плечо бегущего участника должно как бы выдвигаться вперед. А носок опорной ноги должен «смотреть» в центр круга. Периодически дети меняют направление передвижения.
Дети упражняются в парах. Каждый партнер имеет мяч. Они встают друг против друга на расстоянии 5 – 6 м и выполняют передачи мяча друг другу с предварительной остановкой или же в одно касание низом так, чтобы мячи не сталкивались по ходу передачи.
Дети упражняются в парах. Они выполняют на бегу передачи мяча внутренней стороной стопы низом на ход партнеру. Расстояние между партнерами – 3 – 4 м. Удары по мячу выполняются дальней от партнера ногой, что способствует, не нарушая ритма перемещения занимающих-ся, правильному положению тела, бьющего по отношению к мячу.
Ребята упражняются в тройках. Двое детей встают в 5 – 6 шагах друг от друга. Посередине встает третий, расставив ноги. Крайние парт-неры передают мяч друг другу низом внутренней стороной стопы, предварительно его останавливая. Периодически крайние участники ме-няются ролью с центровым. Вариант: упражнение выполняется в одно касание.
Воспитанники упражняются в парах. На площадке устанавливается на стойке обруч. Партнеры, встав по обе стороны обруча, упражняются в точном попадании мяча в обруч. Первый подбрасывает мяч перед со-бой, а затем после отскока ударом внутренней стороной стопы посылает мяч в цель. Партнер ловит мяч и выполняет то же задание и т.д.
Список литературы:
1. Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду: кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1992. – 159 с.
2. Алиев Э.Г., Андреев О.С., Андреев С.Н. Мини-футбол в до-школьных образовательных учреждениях: учебное пособие. – М.: Совет-ский спорт, 2014,- 124 с.
3. Желобкович Е.Ф. Футбол в детском саду. Конспекты занятий. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009. – 88 с.