ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ДОУ

0
295

Винюкова Ирина Викторовна
Божкова Светлана Владимировна
Яшина Валентина Васильевна
Губкина Анна Вячеславовна
воспитатели
МБДОУ ДС № 42 «Малинка»
Старооскольского городского округа

Материал размещен в рамках  Всероссийской научно-практической конференции
«Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Патриотическое воспитание и гражданское становление подрастающего поколения в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость. Патриотизм является одной из важнейших составляющих общенациональной идеи Российского государства.

Федеральный закон РФ «Об образовании» говорит о том, что воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий социализации ребенка на основе духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Но, прежде чем приступать к воспитанию гражданско-патриотических чувств у детей, необходима следующая классификация:

  1. Патриотизм исторический. Этот вид патриотизма основан на славном и героическом прошлом нашей Родины. Используя этот вид патриотизма в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников, мы прежде всего знакомим их с героями нашего прошлого, со знаковыми событиями в истории нашей Родины, с фольклором. То есть, решаем, в основном, образовательные задачи.
  2. Патриотизм духовный. Это особый вид патриотизма. Это те глубинные нравственные корни, которые ребенок начинает всасывать с молоком матери, это наши вековые традиции, наши духовные ценности, это та основа, которая неразрывно связывает каждого человека с его народом. Научить такому патриотизму невозможно, этот росток есть в душе каждого гражданина нашей страны, независимо от возраста. И наша задача – развить то, что уже заложено в душе каждого ребенка, проследить за тем, чтобы этот росток рос в правильном направлении. То есть, в данном случае мы с вами в основном решаем развивающие задачи.
  3. Патриотизм проектный. Это способность человека ощущать себя частью общества и трудиться на его благо. Ян Амос Коменский отмечал в «Великой дидактике»: «Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия». В ходе воспитания проектного патриотизма решаются в основном воспитательные задачи.

С чего же начинается формирование патриотизма в работе с дошкольниками? Есть одно основное правило, знакомое всем педагогам – работа должна строиться от малого к большому. Ребенок не способен осознать сразу всеобъемлющее понятие Родины. И для того, чтобы это понятие не осталось для него абстракцией, воспитание патриотизма начинаем с самого б кого и самого дорогого сердцу каждого ребенка.

материалы в печатный сборник 

Затем, с развитием представлений ребенка о мире, его понятие о Родине расширяется до масштабов семьи, детского сада, друзей, воспитателей, окружающей его природы и так далее. Процесс патриотического воспитания в дошкольном возрасте идет стремительно, поскольку ребенок каждый день узнает что-то новое, что формирует его представление о целостной картине мира. Именно поэтому от современного педагога требуется универсальность, то есть свободное владение знаниями о природе, культуре, истории родной страны и о ее духовных основах.

Воспитание нравственной основы дошкольника невозможно без тесного сотрудничества с семьей, поскольку именно в семье закладываются первые кирпичики фундамента будущей гражданской платформы каждого человека. Поэтому моя работа по воспитанию будущих граждан родной страны направлена на обеспечение тесного взаимодействия с семьей каждого ребенка.

Сегодня мне бы хотелось рассказать о проекте «Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»

Первым аспектом по воспитанию патриотизма является воспитание любви, заботе и уважению к родному краю. Чтоб воспитать патриота необходимо с самого раннего возраста проводить ознакомление с историей города, в котором мы проживаем, его значимые места, героями, которые сохранили мир на земле, по которой мы сейчас и ходим. Познакомиться с историей своей страны. Любовь к Родине привязанность к родным местам, ответственность за приумножение материального и духовного богатства – это и есть патриотизм.

Именно в дошкольном возрасте и необходимо производить закладку фундамента под названием патриотизм.  При роботе с детьми дошкольные работники в доступной форме преподносят знания детям, проводят формирование первых ценностей и здесь же происходит знакомство с родным краем. Ведь любовь ко всему Отечеству берет начало любви от малого родного места, где произошел на свет и воспитывается будущий патриот.

Дошкольный возраст – это самая открытая дверка в глубину души ребенка. По ФГОС воспитание патриотов является особенно актуальным в современных условиях. Ведь материальные ценности стоят на порядок выше в нашем обществе, чем духовные.

Социально-значимые мероприятия являются одним из инновационных методов подачи информации. Проводимые мероприятия относятся к празднованию государственных и городских праздников, например, «День Победы – 9 мая», «День защитника Отечества – 23 февраля», «8 марта – международный женский день», день освобождения родного города от фашистов, празднование Дня города.

Ведь подготавливаясь к празднику, дети познают основы истории соответствующего праздника и начинают понимать, кому или чему он посвящен и с какой целью отмечается.

Например, при подготовке к празднованию праздника посвященного дню защитника Отечества, проводиться акция «поздравим папу вместе».  Где идет процесс изготовления открыток с символикой праздника, заучиваются стихотворения, организуется вручение подарков папам. Также организуется развлекательные мероприятия с соревнованиями между папами и детьми. Можно провести беседу с использованием фотоматериалов из семейных архивов, на которых запечатлены папы и дедушки, служившие в вооруженных силах России.

А отмечая праздник «9 мая – День Победы» в детский сад можно пригласить ветеранов войны, участников военных действий. Дети с удовольствием послушают их интересные рассказы, будут с большим интересом рассматривать награду, которые они получили за отвагу, за смелость. Ведь именно такие праздники объединяют и взрослых, и детей в единое целое.

Работа по воспитанию патриотов своей страны будет наиболее продуктивной, если в работу будут включаться родители. Молодые родители не всегда рассматривают вопросы патриотического воспитания значимыми и зачастую не осознают всей важности. При работе с родителями необходимо тактично давать советы по поводу воспитания детей, ведь бывает порой, что работа с родителями требует: терпения, выдержки и тактичности. Родителям необходимо дома как можно чаще ходить на встречи с более старшим поколением и этим самым прививать детям любовь к Родине.

Мы должны гордиться нашим родным краем, его красивой историей, достижениями и верить в его красивое будущее. А будущее – это наши великолепные дети!

 

 

Скачать (PDF, 1.56MB)

 

 

 

Список литературы.

  1. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. –М.: АРКТИ, 2007.
  2. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина.: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М., 2014

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь