Экспериментирование в ДОУ

1
550

Хороших Наталья Николаевна
Шеховцова Валентина Николаевна
воспитатели
Костина Ксения Александровна
инструктор по физической культуре
МБДОУ ДС № 40 «Золотая рыбка»

 

Экспериментирование в ДОУ

 

 

С самого раннего детства ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Детство – пора поисков ответов на разные вопросы. Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это — объекты исследования.

Исследовательское поведение для дошкольника — главный источник получения представлений о мире. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности — к экспериментированию. Поэтому задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать [1, с.7].

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается [1, с.24].

Он выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской деятельности.

  • Первый. Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения и т.д. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.
  • Второй. Деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили.

Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является познавательно-исследовательская деятельность.

Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань». Создание условий для детского экспериментирования позволяет каждому ребёнку найти дело по своим силам, интересам и способностям.

Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым. Это игровая и продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы. Так же важна в детском саду познавательно-исследовательская деятельность детей, имеющая основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир), практикуется в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития [3, с.172].

Все исследователи детского экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность поисково-исследовательской деятельности: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Главная особенность современного мира – его высокая динамичность. Наша повседневная жизнь требует от каждого из нас – и от взрослого, и от ребенка – проявления поисковой активности, на базе которой строится исследовательское поведение [2, с.941].

В настоящее время развитое исследовательское поведение следует рассматривать как стиль жизни современного человека. Экспериментирование в дошкольных учреждениях может осуществляться в разных формах. Количество этих форм очень велико. Чем старше становится ребенок, тем большим разнообразием форм он может овладеть. Освоенные формы не отбрасываются и не уничтожаются, а дополняются новыми формами.

экспериментирование в детском саду

Формирование умения вести исследовательскую деятельность – это сложный, комплексный процесс. Считается, что уже в дошкольном возрасте можно начинать обучение исследовательской деятельности, опираясь на такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как врожденная любознательность, эмоциональная чуткость, подражательность, интерес к жизни и деятельности взрослых.

Эксперимент должен быть непродолжителен по времени. Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (поскольку именно в старшем дошкольном возрасте дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух). Важно учитывать также индивидуальные различия детей (темп работы, утомляемость). Необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей, сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т. д.). В работе с детьми нужно стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты – это не самоцель, а способ ознакомления с миром.

Эффективность решения задач экспериментально-исследовательской деятельности зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у дошкольников отчетливых знаний, умений и навыков об окружающем мире. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

Список литературы:

  1. Рыжова, Л.В. Методика детского экспериментирования / Л.В. Рыжова. – СПб.: Издательство-пресс, 2017. – 208 с.
  2. Силина, Е.Н. Организация исследовательской деятельности детей в дошкольных учреждениях // Молодой ученый. – 2016. – №28. – С. 939-942. – URL https://moluch.ru/archive/132/37099/ (дата обращения: 01.05.2018).
  3. Коньшина, Н.Р. Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста // Совушка. – 2018. – №1(11). – С. 170-178. – URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 01.05.2018).

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Отличная статья. Спасибо. Да, я тоже поняла, что ребенку нужно помогать, а не отнекиваться. Причем. в домашней обстановке, когда родители уставшие от работы, помогать должны бабушки и дедушки. Заметила, что такой тандем приводит к исключительным результатам.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь