Таран Оксана Викторовна
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №4»
г.Калачинск Омская область
Цель проекта: определение эффективных направлений совместной деятельности логопеда, воспитателя и родителей, способствующих преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Гипотеза: Специально организованные логопедические игры с элементами песочной терапии являются эффективным средством для преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Задачи проекта:
- Охарактеризовать полученные диагностические данные по развитию тактильных ощущений и мелкой моторики на первом этапе педагогического проекта;
- На основе полученных данных разработать план работы, направленный на коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игр с песком;
- Проведение повторной диагностики с целью выявления эффективности выбранного направления в коррекционной работе;
- Анализ полученных результатов и обобщение выводов.
Предполагаемый результат:
Применение песочной терапии способствует:
- более быстрому формированию навыков правильного произношения.
- развитию связной речи в целом.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный.
1.Подбор и знакомство с литературой по данной проблеме.
2.Определение цели предстоящей работы исходя из интересов и потребностей детей.
3.Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
- Практический.
1.Пополнение кабинета книгами, играми, пособиями по данной теме.
- Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.
3.Выполнение проекта через практические мероприятия.
- Итоговый.
1.Создание картотеки «Сандплей–терапия» (игры с песком)
2.Проведение мастер-класса для педагогов МБДОУ «Детский сад №4»
3.Подведение итогов, представление опыта работы на педагогическом совете детского сада.
Распределение деятельности по этапам проекта
«Песочная игротерапия в коррекционной работе с детьми с ОНР»
Этапы | Деятельность педагогов | Деятельность детей |
1 этап погружение в проблему, постановка задач. | Формулируют проблему. Цель: 1.формирование состояния психологического комфорта у воспитанников детского сада через игры с песком 2.способствовать развитию у детей и взрослых устойчивого интереса к играм с песком и укреплению детско-родительских отношений. Задачи: 1. Способствовать положительному влиянию игр с песком на развитие речи ребенка. 2. Систематизация элементарных знаний о свойствах песка 3.Развитие коммуникативных навыков. 4.Способствовать установлению тесных контактов, доброжелательных отношений между детьми, детьми и родителями, педагогами детского сада и родителями. 5. Познакомить детей и родителей с тематикой и действиями с песком в специально организованных условиях. 6. Развитие познавательных способностей, творческого мышления, тактильных ощущений, мелкой моторики | Входят в проблему. Делятся своими знаниями о свойствах песка. |
I этап Практическая работа. Обсуждение результатов. | Проводит дискуссии с детьми, подготавливает игры; организует среду для продуктивной деятельности детей; проводят работу с родителями, консультации; планируют деятельность детей. | Дети объединяются в рабочие группы; принимают участие в дискуссиях, опытах, участвуют в сюжетных играх с песком. |
II этап Систематизация информация. | Проводят открытые мероприятия в детском саду | Участвуют в открытых мероприятиях. |
III этап Заключительный | Подводят детей к формулированию выводов по проблеме. Подготовка к презентации. Презентация. | Участвуют в презентации |
План реализации проекта
Образовательная область развития | Виды детской деятельности |
Познавательное развитие | Игры-опыты с песком. |
Беседа о свойствах песка. Обсуждение – знакомство с правилами поведения в песочнице. | |
Коммуникативное развитие | Путешествие в песочную страну. Проговаривание своих ощущений при взаимодействии с песком. |
Чтение сказок, стихов о песке, беседа о прочитанном. | |
Художественно-эстетическое развитие | Постройка и обыгрывание песочной страны.
|
Выполнение проекта
Этапы работы | Формы и методы работы | Внедрение |
Речевое развитие | Беседа «Свойства песка» Чтение сказок и стихов о песке. | Обсуждение прочитанного |
Цикл игр с песком «Путешествие в песочную страну» | Игры с песком
| |
Познавательное развитие | Опыты с песком | Разноцветный песок своими руками Украшение песочных построек |
Работа с родителями | Информация на стенде Семинар-практикум для родителей «Польза песочных игр» Правила игр с волшебным песком | Праздник для детей «Страна песчаная» |
После проведённой работы было проведено повторное диагностическое обследование детей.
Опыт работы показал, что использование песочной терапии дал следующие положительные результаты:
- игры с песком положительно влияют на общее развитие ребенка,
- позволяют корректировать речевые нарушения у детей,
- песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка.
- ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
- у детей значительно возрастает интерес к логопедическим играм;
Таким образом мы можем сделать вывод:
Применение данного материала по песочной терапии способствует:
- формированию навыков правильного произношения, т.к. сокращаются сроки в процессе постановки и автоматизации звука;
- развитию речи в целом.
В целом в процессе проведённой работы поставленная цель достигнута, задачи решены, а выдвинутая гипотеза подтвердилась.
По данной теме был проведён мастер-класс для педагогов детского сада, и как подведение итогов, опыт работы был представлен на педагогическом совете детского сада