ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

0
1141

Дубенцова Марина Сергеевна
воспитатель
МБДОУ ДС № 68 «Ромашка»
г. Старый Оскол

Материал принимает участие в ЧЕТВЕРТОМ Всероссийском летнем образовательном форуме «ЛЕТО – ЭТО МАЛЕНЬКАЯ ЖИЗНЬ» (физкультурно-спортивная, образовательно-развлекательная деятельность детских дошкольных организаций в летний период)

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Дошкольное детство – ответственный период для формирования основ правильного отношения к окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры.

В МБДОУ № 68 «Ромашка» созданы замечательные условия для формирования экологического мышления воспитанников. Образовательная деятельность осуществляется по основной образовательной программе МБДОУ ДС № 68 «Ромашка» и дополнительной общеобразовательной программе «Наш дом – природа», которая имеет естественнонаучную направленность, обеспечивает познавательное и экологическое развитие детей в возрасте 5 – 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

В летний период педагог может использовать различные формы и методы для решения этих задач: главное увлечь детей в удивительный мир природы, раскрыть его многообразие, ответить на многие вопросы, интересующие детей.

Основными формами работы с детьми летом являются прогулки и экскурсии. Необходимая развивающая экологическая среда для практической части занятий летом представлена из следующих оборудованных центров и площадок: «Метеоплощадка», площадка «Огород «Ромашкино», экологическая тропа «Ромашкины просторы».

материалы в печатный сборник 

Метеоплощадка установлена на территории детского сада. Наблюдения на метеорологической площадке разработаны для детей в возрасте от 5 до 7 лет, несут различные цели и задачи, и проходят в определенной последовательности, которые условно разделены на 4 блока: 1 Лето, 2 Осень, 3 Зима, 4 Весна. Наблюдения за погодой на метеоплощадке позволяют детям самостоятельно или с помощью воспитателя отслеживать изменения погодных параметров, а также наблюдать и оценивать изменения внешнего вида объектов природы, окружающих площадку, в зависимости от времени года.

Летом наблюдения за погодой проводятся в определенной последовательности, используются дневники наблюдений: наблюдение за небом и облаками; с помощью ветрового рукава мы даем относительную оценку силы ветра; мы измеряем количество осадков с помощью дождемера; мы определяем температуру воздуха с помощью термометра; мы используем барометр для определения атмосферного давления; с помощью солнечных часов мы определяем время по солнцу; мы записываем результаты наблюдений на магнитно-маркерную доску; мы учимся делать выводы об изменениях погоды по сравнению с последним днем (месяцем) и т.д.

Выходя на прогулку, ребята самостоятельно дают характеристику погоды, сами определяют вид облаков, обсуждают, какой ветер (сильный, слабый, порывистый). Для детей стало традицией, утром заходить на территорию детского сада к метеостанции с родителями, вместе определять температуру воздуха, объясняя взрослым, что нужно смотреть не только градусник, который находится на улице, но и на градусник, который есть в метеобудке. Показатели температуры мы снимаем в будние дни три раза в день, а в выходные дети поочередно берут на себя эту ответственность и вместе с родителями делают это дома.

Я обратила внимание, что благодаря наблюдениям на метеостанции, у детей выработался устойчивый интерес к прогнозированию погоды, расширился словарный запас. Ребята научились делать выводы по наблюдениям, а также отстаивать свою точку зрения.

На территории детского сада организована детская площадка «Огород Ромашкино». Для работы воспитанников предусмотрено оборудование: лейки, ведра, перчатки, лопаты, грабли, рыхлители. Во время прогулки осуществляется экологическое воспитание детей; наблюдение за ростом культур, установление простейших взаимоотношений в природе; формирование трудовых навыков; проведение исследовательских, игровых, театральных и других видов деятельности. Общая площадь огорода «Ромашкино» 48м2. Режим использования: сезонный.

На нашем огороде посажены разнообразные культуры: картофель «Гала», салат листовой «Эвридика», фасоль декоративная вьющаяся, томаты «Де Барао», капуста белокочанная «Московская» поздняя, перец сладкий «Оранжевое чудо», кабачок кустовой «Одесский», земляника садовая «Альба», свёкла «Валента», баклажан «Алмаз», лук «Стригуновский», тыква «Баттернат», укроп кустовой, петрушка кудрявая «Астра», базилик «Фиолетовый». Имеется аквариум для наблюдений за ростом и развитием корневой системы у редьки «Маргеланской» и редиса. На грядке «Зелёная аптека» произрастает мята, мелиса, календула.

Огород используется с целью выработки у детей навыка ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами, их значением в нашем рационе.

На огороде осуществляется непосредственный контакт ребёнка с объектами природы, «живое» общение с природой, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними. Рядом с ребёнком находятся сами объекты природы, содержащиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях и наглядно демонстрирующие особенности своего строения и функционирования. Дети вместе с воспитателем выращивают растения, ухаживают за ними, получают конкретные представления об их росте и развитии. В процессе ухода за растениями у них вырабатываются умения правильно пользоваться простейшими орудиями по обработке почвы и уходу за растениями, формируется бережное отношение к природе.

Специальный образовательный маршрут в природных условиях в нашем детском саду представлен следующими остановками: «У пруда», «Ёлочка зеленая», «Городские цветы», «Луг «Летний»», «Клён кудрявый», «Мир насекомых», «Яблонька», «Зеленая аптека» «Рябина красная», «Злаковое поле».

Я выбираю разнообразные формы и методы работы с детьми на экологической тропе: экологические беседы, наблюдения в природе, целевые прогулки, ведение дневника наблюдений, опыты и эксперименты, трудовая деятельность, экологические конкурсы, экологические акции, экологические экскурсии, чтение художественной литературы, детские проекты, обсуждение и проигрывание ситуаций, труд в природе, коллекционирование, экологические развлечения, экологические игры (дидактические, путешествия, сюжетно-ролевые игры, соревновательные, подвижные), составление экологических сказок, инсценировки и театрализации.

Тропа имеет большое значение для изучения экологии, она знакомит воспитанников с разными объектами природы, находящимися в пределах территории ДОУ, позволяет передать знания о естественных явлениях и объектах, создать предпосылки для экологического воспитания и природоохранного мышления.

Организация работы с дошкольниками на выше охарактеризованных площадках способствует: формированию экологического мышления, созданию условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде, изучению и наблюдению воспитанниками объектов и явлений природы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь