Круговых Людмила Анатольевна
Ползикова Анна Алексеевна
Гагарина Анастасия Игоревна
воспитатели
МБДОУ ДС № 67 «Аистёнок»
г.Старый Оскол, Белгородская область
Материал для Всероссийской научно-практической конференции “Интегрированные формы организации детской деятельности. Волонтерство в условиях ДОО”
«Сохранять природу – наше общее дело. Участие в этом каждого из нас и наша добрая воля бесценны. Многие люди, занимаясь экологическим волонтёрством, постепенно приходят к тому, чтобы начинать вовлекать в свое дело других людей, создавать команды и делать вместе гораздо больше.
Честина Татьяна Владимировна, руководитель Межрегиональной общественной организации «ЭКА»
Экология и её сбережение – одна из самых актуальных тем в современном мире. Для того, чтобы сбережение природных ресурсов стало неотъемлемой частью жизни каждого из нас, начинать экологическое воспитание и расширять знания о взаимодействии человека и природы необходимо с дошкольного возраста. Задача нас, как педагогов, дать детям представление о возможных способах минимизации негативных последствий для экологии от деятельности человека.
На одном из занятий познавательной деятельности выяснилось, что многие дети не знают о проблемах загрязнения окружающей среды мусором и бытовыми отходами, которые ведут к нарушению экологического равновесия всей планеты, а так же у детей не сформированы понятия о разнообразии отходов и умения утилизировать бытовой мусор. После этой беседы дети были заинтересованы этой темой: «Что делать с мусором? Как разделять его?» и мы решили вместе более подробно изучить ее, через проектную деятельность.
Цель проекта: Создать систему работы по приобщению детей дошкольного возраста к проблеме загрязнения окружающей среды мусором, ориентированную на взаимодействие с семьей средствами проектной деятельности.
Задачи проекта:
- Привлечь особое внимание детей к проблеме загрязнения окружающей среды мусором.
- Сформировать умение сортировать мусор при его сборе.
- Учить детей эффективно вторично использовать бытовые отходы.
- Сформировать у родителей активную заинтересованность в экологическом образовании детей, побуждать к совместной деятельности по теме проекта.
Нами был разработан план мероприятия для достижения поставленных целей и задач.
План мероприятий:
№ п/п |
Мероприятие | Участники |
1 | Тематическая прогулка: «Чистый участок нашего детского сада».Наблюдение на прогулке за мусоровозом. Наблюдение во время прогулки за работой дворника. |
Дети, воспитатели |
2 | Беседы с детьми:«Экология», «Помоги природе», «Переработка и утилизация производственных и бытовых отходов»,«Чем опасен мусор», «Можно ли мусорить дома и улице?» | Дети, воспитатели, родители |
3 | Сюжетно-ролевые игры: «Помощники», «Научим ребят и зверят чистоте» Дидактические игры: «Собери мусор правильно», «Сортируем мусор», «Что лишнее?», «Собери картинку» Подвижные игры: «Поможем Маше собрать фантики», «Добеги до бака», «Кто быстрее соберет мусор по контейнерам» |
Дети,воспитатели |
4 | Акция: « Чистый город» | Дети, воспитатели |
5 | Консультация для родителей: «Экологическое воспитание дошкольников в семье»,«Мусор раздели сегодня, сделай чище Белогорье!» | Воспитатели, родители |
6 | Анкетирование родителей | Воспитатели, родители |
7 | Изготовление атрибутов из бросового материала для театрализованных игр, C\Р игр «Космонавты», Изготовление нетрадиционных пособий для физкультурного уголка. Изготовление кормушек из бросового материала. |
Дети, воспитатели, родители |
8 | ООД: “Волшебное превращение ненужных вещей” | Дети, воспитатели |
9 | Выставка поделок «Мусорные фантазии» | Дети, родители |
Во время проводимых мероприятий, дети были познакомлены с таким термином, как «Экологическое волонтерство» – добровольческая деятельность в области защиты окружающей среды, направленная на формирование экологической культуры в обществе (помощь заповедным территориям, животным, озеленение, раздельный сбор отходов, экологическое просвещение и т.д.). Каждый из ребят захотел стать эко волонтером и внести свой вклад в защиту окружающей среды.
Свою работу мы начали с группы, вместе с ребятами мы сделали свой сортировочный центр по утилизации мусора и теперь ребята с большим удовольствие выполняют эту работу. Дошкольники с удовольствие участвовали в изготовление атрибутов из бросового материала для театрализованных, сюжетно-ролевых игр и очень постарались вместе с родителями для итоговой выставки поделок.
Результаты проделанной работы показывают эффективность выбранного нами направления в работе по формированию представлений у детей дошкольного возраста проблем загрязнения окружающей среды мусором.
В ходе реализации проекта были получены следующие результаты:
- Дети и родители стали понимать, что скопление мусора – это большая проблема, которую нужно решать всем людям;
- Дошкольники научились сортировать мусор из разного материала;
- Ребята применяют полученные знания и умения в повседневной жизни.
Данный проект – это ещё одна попытка расширить кругозор не только дошкольников, но и взрослых.Проект помог постепенно и последовательно решить детям новые задачи, показать знакомые представления под новым углом знаний, осознанно и мотивированно систематизировать и закрепить представления по данному направлению.