Верейкина Ирина Викторовна
старший воспитатель
Голощапова Тамара Васильевна
музыкальный руководитель
Романова Оксана Витальевна
воспитатель
МБДОУ ДС №62 «Золотой улей»
Старооскольского городского округа.
Материал для Всероссийской научно-практической конференции “Интегрированные формы организации детской деятельности. Волонтерство в условиях ДОО”
Одной из задач ФГОС дошкольного образования является развитие социальных и нравственных качеств дошкольника, инициативности, самостоятельности и ответственности. Приобщение детей к волонтерской деятельности способствует формированию в них социально значимых духовно-нравственных качеств. Если ребенок чувствует в себе бескорыстное желание помогать, заботиться о ком-либо, это позволяет ему на собственном опыте почувствовать, что он способен изменить в лучшую сторону свое окружение. Когда ребенок видит положительные результаты своих действий и поступков, он начинает позитивно оценивать самого себя, что формирует в нем уверенность и развивает правильную самооценку, а самое главное, наши воспитанники становятся более милосердными, умеющими сопереживать, сочувствовать и оказывать помощь ближнему.
В основном воспитанники нашего детского сада участвуют в краткосрочных формах волонтерской деятельности – это разовое участие в акциях и мероприятиях. Одним из видов краткосрочного волонтерства является событийное волонтерство — это помощь добровольцев в организации какого-либо крупного события в разных масштабах, приобретение ими уникального опыта разновозрастного общения и совершенствование социальных навыков.
Одним из таких мероприятий стала акция «Мы – друзья малышей», в ходе которой старшие дошкольники систематически посещали малышей. Они стремились использовать каждый режимный момент для оказания помощи, научить чему-то младших детей: играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать, показывали им театрализованные представления, рассказывали о правилах поведения на улице, нормах гигиены и здорового образа жизни и многое другое. В процессе оказания помощи младшим дошкольникам, у детей-волонтёров формировалось ощущение взрослости, возникало стремление к решению новых более сложных задач.
В процессе работы с детьми-волонтерами в детском саду педагоги совместно с родителями стараются создать такие условия, при которых у воспитанников повышалась бы социальная значимость их деятельности. Чтобы интерес у детей к волонтерской деятельности не угасал, используются такие формы работы, как проектная деятельность, мастер-классы, участие в акциях и многое другое.
Зная, что бережное отношение к окружающей среде поможет избежать экологических проблем в будущем, дети приняли участие в проекте «Эколята – дошколята»: ребята высаживали деревья и цветы, благоустраивали и очищали от мусора и веток территорию детского сада, принимали участие в акциях «Домик для птиц», «Покормите птиц зимой», «Трудовой десант», «Вырасти рассаду для огорода детского сада», младших дошкольников познакомили со сказочными героями «Эколятами», участвовали в различных конкурсах, собирали макулатуру.
С целью формирования культуры здорового образа жизни и позитивных жизненных установок старшие дети вели просветительские беседы о здоровом образе жизни с младшими дошкольниками, приняли участие в массовой акции «Утренняя подзарядка», в общесадовском Фестивале игры «4Д», в спортивных досуговых мероприятиях, провели насыщенный событиями День защиты детей.
Волонтеры приняли участие в акциях «Внимание – дорога!», «Ради жизни на Земле соблюдайте ПДД», «Безопасная горка», была организована встреча с инспектором ГИБДД, раздали родителям и жителям микрорайона памятки и буклеты с правилами безопасного поведения на дорогах, улицах, в местах развлечений на прогулках.
В знак глубокого уважения к людям старшего поколения первого октября в детском саду прошла акция “День пожилых людей”. Волонтеры своими руками сделали открытки с пожеланиями здоровья и благополучия и вручили своим бабушкам и дедушкам. Для детей-волонтеров участие в такой социально-значимой акции стало прекрасной возможностью подарить пожилым людям частичку душевного тепла и внимания.
Для формирования у дошкольников патриотических чувств был разработан проект «Этот день Победы». К этому событию волонтеры отнеслись с большой ответственностью. Они организовали флешмоб на площади перед торговым центром с танцевальными номерами и исполнением военно-патриотических песен, совместно с родителями была организована выставка «Этот день Победы», создали электронную «Книгу Памяти», участвовали в акциях «Бессмертный полк», «Окна Победы», «Письмо Победы».
Для отслеживания всех процессов деятельности дошкольники-волонтеры завели альбом-книгу «Дорогою добра», в котором отмечали все значимые события. Также делали анализ того, как была выполнена работа: красной звездочкой отмечали, если работа сделана хорошо, ну а если что-то не совсем получилось – желтым солнышком. Обсуждение проделанной работы, умение увидеть ошибки, находить пути их преодоления, воспитывает в детях уверенность в себе, в своих силах и ответственность за свои поступки, готовность справиться с жизненными проблемами.