Горбушкина Наталия Ивановна
Куличенко Ольга Владимировна
Черских Галина Михайловна
воспитатели
МБДОУ ДС № 71 «Почемучка»
Старооскольского городского округа
Сказкотерапия – это один из методов арт-терапии. Многие взрослые любят сказки и перечитывают их с удовольствием, ведь сказки вселяют надежду, потому что в них добро всегда побеждает зло. Однако практика показала, что родители не всегда в должном объеме читают сказки детям и совершенно напрасно. Увлекательно и доступно через сказку можно познакомить детей с понятиями «хорошо» и «плохо», так как в любой сказке всегда заключен «нравственный урок»: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». У детей появляется возможность смоделировать и проиграть разные жизненные ситуации. Сказочные истории показывают, что из любой ситуации выход есть всегда, только надо его найти. Это снижает детскую тревожность и агрессивность.
Сказка помогает ребёнку развиваться, активизирует мыслительные процессы. Это ставит ее в ряд с самыми эффективными методами и приемами воспитательно-образовательной работы. Применение сказки позволяет расширять кругозор, формировать целостность представлений об окружающей действительности, оказывать влияние на развитие познавательных, эмоциональных, а также и волевых и речевых сфер.
Развитие речи дошкольников давно уже стало актуальной проблемой в нашем обществе. Снижается уровень речевой культуры населения, широкое распространение получила дешевая литература, примитивная речь телевизионной рекламы, зарубежных боевиков и мультфильмов звучит в каждом доме из телевизора. Но от уровня развития речевых способностей зависит интеллектуальный рост малышей, поэтому этой проблеме педагоги уделяли большое внимание.
Исследования ученых (Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д., Большуновой Н. Я., Аникиа В. П., Кабачек О. А, Панфиловой М.А.) доказали, что проблему развития речи дошкольников можно и нужно решать через использование сказкотерапии, как одного из самых доступных и эффективных методов развития разговорных способностей. При регулярном использовании этого метода дети начинают мыслить по-своему, нетрадиционно. Они способны не только иначе воспринимать содержание сказки, но и изменять его. Например, придумывать другие концовки, менять ход событий, добавлять непредвиденные ситуации, вводить персонажей из разных сказок, наделять их другими функциями.
Важно, что для занятий арт-терапией не нужна специальная подготовка.
Образовательную деятельность педагоги строили на игровых сюжетах, проигрывая которые, дети выполняли задания, речевые упражнения, оказывали помощь сказочным героям. Такая форма позволила заинтересовать малоактивных детей, привлечь их к совместной деятельности, обучить адекватному проявлению своих эмоций, что в целом обеспечивало психологический комфорт каждому ребенку. Организуя взаимодействие с дошкольниками, педагоги добивались, чтобы ребенок становился активным участником сказочного действия, а не пассивным наблюдателем.
При выборе сказок педагоги отдавали предпочтение хорошо знакомым произведениям. Например, «Теремок», «Три поросенка», «Гуси-лебеди», «Лиса и заяц», «Три медведя», «Репка» и другие. Детям нравились их сюжеты, вызывали массу положительных эмоций, способствовали преодолению трудностей и страхов. Дошкольники приобщались к истокам народной культуры, проявляли свое отношение к ней, обогащая чувственно-эмоциональную сферу.
Разнообразие методов и приёмов сказкотерапии позволяло интегрировать задания, варьировать формы, проводить работу по развитию речи, как в организованной образовательной деятельности, так и в режимных моментах.
Педагоги всегда придерживались обязательных ритуалов: «входа в сказку», который помогал настроить детей на предстоящую деятельность и «выхода из сказки». Ритуалы способствовали большей заинтересованности детей, окружению таинственности, созданию своеобразного «сказочного мира».
Прослушивание и понимание сказок помогало ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать их с приобретённым опытом и знаниями. У детей совершенствовалась выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширялся словарный запас.
Наиболее приоритетными являлись следующие формы работы со сказкой:
- пересказы по опорному плану, составление рассказов от третьего лица;
- совместные рассказывания и рассказывания по кругу;
- сочинение собственных сказок и сказочных сюжетов. Дети учились делать умозаключения, использовали свой опыт и приобретенные знания.
- обсуждение и словесный анализ. Ребенок мог высказывать абсолютно любое свое мнение и никогда не подвергался критике со стороны детей или педагога;
- театрализация. По желанию ребенок подбирал для себя так называемую «исцеляющую роль» и самостоятельно развивал сюжет, выстраивая взаимоотношения между персонажами, таким образом, мог быть проигран проблемный момент;
- все виды театров (пальчиковый, настольный, теневой);
- дидактическая, ролевая, подвижная игры;
- решение сказочных задач, выполнение творческих заданий (преобразование времени, места, событий, появление нового героя, изменение его функций и способностей слияние сюжетов);
- изобразительная деятельность с использованием элементов сказок. Дошкольники рисовали любимые сказочные события, персонажей сказок, изображали свою семью в виде определенных сказочных животных или растений, что являлось хорошими методами обогащения словарного запаса, проявления творческих замыслов и фантазий.
В сказкотерапии очень популярны игровые приемы Педагоги включали в образовательную деятельность разные дидактические игры по сказкам:
-«Кто пришел из другой сказки?»;
–«Скажи название сказки по сказочному герою». Детям показывались картинки, например, медведь, волк, лиса, петух, кот. Они должны назвать сказки, в которых есть эти герои. («Кот и лиса», «Лиса и волк», «Теремок»);
–«Узнай героя сказки по песенке»;
–«Расскажи сказку по картинкам». Дети раскладывали картинки с последовательно развивающимся сюжетом и пересказывали сказку на свой лад;
-«Собери разрезную картинку». Собирали картинку со сказочным героем и потом рассказывали о нем, и другие игры.
Педагоги отметили, что у детей 3-5 лет любимыми являлись сказки о животных. В этом возрасте они часто перевоплощались в животных, копировали их повадки, манеру поведения. А уже с 5 лет, дошкольники отождествляли себя с человеческими персонажами: принцессами, королевами, принцами, царевнами, солдатами. С большим удовольствием они слушали рассказы и истории о людях, их взаимоотношениях. А примерно с 5-6 лет детям начинали нравиться волшебные сказки.
Педагоги большое внимание уделяли просветительской работе с родителями. Регулярно рассказывали о практическом значении семейных чтений, добиваясь того, чтобы обсуждение сказочных сюжетов стало устойчивыми семейными традициями, создавало тёплую и комфортную атмосферу в семье, воспитывало у ребёнка нравственно-ценные ориентиры через положительные эмоции, которые несет в себе сказка. Формировали круг детского чтения, рекомендуя произведения, которые доступны и понятны детям по возрасту. Знакомили родителей с консультациями о значении сказкотерапии для познавательно-речевого развития. Вместе с родителями дети иллюстрировали любимые сказки, изготавливая самодельные книжки-малышки. Из творческих работ детей в группе создана «Большая книга сказок», в которую включены сказочные сюжеты, по которым составлялись и записывались сказки.
Таким образом, сказкотерапия оказывает огромное влияние на познавательно-речевое развитие дошкольников. Позволяет совершенствовать грамматический строй языка, связную речь, пополнять словарный запас, добиваться правильного звукопроизношения. В театрализованной деятельности активно развивать диалогическую и монологическую речь, повышать ее выразительность.