«Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать.
На бумаге, на асфальте, на стене.
И в трамвае на окне…»(Э.Успенский)
Лепехина Ольга Николаевна
воспитатель
МДОУ «Детский сад№65 «Калинка»
г. Волжский Волгоградской области»
Арт-терапия является наиболее мягким, но эффективным методом работы не только психологов, но конечно же педагогов ДОУ. И так арт-терапию можно интерпретировать как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье ребенка средствами художественной деятельности. Арт-терапия помогает в моей работе, устанавливать взаимоотношения между детьми. В работе с детьми ЗПР мною было выбрано такое направление, как изотерапия.
Почему так необходима изотерапия для детей ЗПР и что это? Прежде чем мы будем отвечать на эти вопросы, сначала перечислим характерные особенности детей с ЗПР.
Характерные особенности детей с ЗПР
- Снижение работоспособности;
- Более низкий уровень развития внимания;
- Отставание в развитии всех психических процессов;
- Своеобразное поведение больше всего демонстративное;
- Бедный словарный запас, дефекты в произношении;
- Незрелость эмоционально-волевой сферы;
- Ограниченный запас общих сведений и представлений.
Изотерапия– это терапия с использованием методов изобразительного искусства.
При работе с данной терапией ставятся следующие цели:
- Терапия позволяет эмоционально разгрузится и избавится от отрицательных эмоций, позволяет избежать агрессию со стороны ребенка;
- Понять душевное состояния ребенка его переживания;
- Вывести ребенка на контакт;
- Повышение самооценки;
- Научить усидчивости, вниманию, терпению и аккуратности.
Занятия проводятся как индивидуально, так и по подгруппам. В своей работе использую:
- Краски.
- Карандаши.
- Фломастеры.
- Нитки.
- Крупы.
- Мелки.
- Природный материал.
Приемы изотерапии:
- Монотопия. Это рисование на гладкой специально предназначенной поверхности. В работе можно использовать доску, плотную пленку, оргстекло и т.д. Используя акварельные краски и гуашь, с последующим отпечатыванием на простую бумагу. Монотопия может быть предметной-это когда складываем лист бумаги пополам, внутри одной из половин рисуем красками. Затем лист проглаживаем и делаем отпечаток, чтоб рисунок получился симетричный.
- Рисование пальцами, ладошками. Рисование ладошкой и пальцем – представляет некую игру для детей. Это приятная и увлекательная работа с ручками, где оставляют отпечаток на листе бумаги. Эмоциональное состояние детей меняется на протяжении всего занятия.
- Рисование по мокрому листу. Такой способ позволяет получить легкие, и красивые цвета, где ребенок может узнавать оттенки. Фантазия ребенка позволяет снять стрессовую ситуацию если она возникла. Такой прием использую всегда в работе.
- Рисование сухими листьями и крупами. В работе используется отпечаток. На лист наносится краска со стороны прожилок и накладывается на чистый лист бумаги. Крупой рисуем- на заданный трафарет мы на носим клей и крупу.
- Кляксография. Нетрадиционная техника-выдувание трубочкой для создания необыкновенной картинки. Здесь необходима бумага, трубочка, акварель и кисть чтоб можно было дорисовать недостающие детали.
Все занятия по изотерапии позволяют решать педагогические задачи:
- Воспитательные. Работа строится таким образом, чтобы дети учились и общаться со сверстниками, сопереживать, а также складывались доверительные отношения с педагогом.
- Коррекционные. Исчезают неадекватные формы поведения, налаживается взаимодействие с детьми.
- Развивающие. Благодаря приемам изотерапии ребенок переживает успех, самостоятельно справляется с трудной ситуацией.
- Диагностические. Помогает получить сведения о развитии индивидуальных особенностях ребенка. Это наилучший способ понаблюдать за ними в самостоятельной деятельности. Позволяет заглянуть в внутренний мир ребенка.
Занятия с изотерапии проводим в 4 этапа:
- Орг. момент – подготовка детей к работе, а также создание благоприятной атмосферы. Вспоминаем правила поведения на занятии. Проводится беседа на заданную тему.
- Продуктивная деятельность.
Представление и разработка изодеятельности.
- Обсуждение. Комментарии о проделанной работе и ее результаты.
- Подведение итогов. Здесь предполагается выведение детей на положительные эмоции.
Занятия с использованием изотерапевтических приемов изображения детьми ЗПР, не утомляет их, а, наоборот, у детей сохраняется работоспособность на протяжении всего занятия – они становятся активнее и внимательнее. Нетрадиционная техника позволяет осуществлять индивидуальный подход к детям с ЗПР.
Приемы терапии позволяют нормализовать эмоциональное состояние детей группы, развивать коммуникативные навыки, что повышает социальную адаптацию в окружающем мире.
[…] Изотерапия – нетрадиционная форма работы с детьми ЗПР […]