Изотерапия – нетрадиционная форма работы с детьми ЗПР

1
90

«Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать.
На бумаге, на асфальте, на стене.
И в трамвае на окне…»

(Э.Успенский)

 

Лепехина Ольга Николаевна
воспитатель
МДОУ «Детский сад№65 «Калинка»
г. Волжский Волгоградской области»

 

Арт-терапия является наиболее мягким, но эффективным методом работы не только психологов, но конечно же педагогов ДОУ. И так арт-терапию можно интерпретировать как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье ребенка средствами художественной деятельности. Арт-терапия помогает в моей работе, устанавливать взаимоотношения между детьми. В работе с детьми ЗПР мною было выбрано такое направление, как изотерапия.

Почему так необходима изотерапия для детей ЗПР и что это? Прежде чем мы будем отвечать на эти вопросы, сначала перечислим характерные особенности  детей с ЗПР.

Характерные особенности детей с ЗПР

  • Снижение работоспособности;
  • Более низкий уровень развития внимания;
  • Отставание в развитии всех психических процессов;
  • Своеобразное поведение больше всего демонстративное;
  • Бедный словарный запас, дефекты в произношении;
  • Незрелость эмоционально-волевой сферы;
  • Ограниченный запас общих сведений и представлений.

Изотерапия– это терапия с использованием методов изобразительного искусства.

При работе с данной терапией ставятся следующие цели:

  • Терапия позволяет эмоционально разгрузится и избавится от отрицательных эмоций, позволяет избежать агрессию со стороны ребенка;
  • Понять душевное состояния ребенка его переживания;
  • Вывести ребенка на контакт;
  • Повышение самооценки;
  • Научить усидчивости, вниманию, терпению и аккуратности.

Занятия проводятся как индивидуально, так и по подгруппам. В своей работе использую:

  • Краски.
  • Карандаши.
  • Фломастеры.
  • Нитки.
  • Крупы.
  • Мелки.
  • Природный материал.

Приемы изотерапии:

  • Монотопия. Это рисование на гладкой специально предназначенной поверхности. В работе можно использовать доску, плотную пленку, оргстекло и т.д. Используя акварельные краски и гуашь, с последующим отпечатыванием на простую бумагу. Монотопия может быть предметной-это когда складываем лист бумаги пополам, внутри одной из половин рисуем красками. Затем лист проглаживаем и делаем отпечаток, чтоб рисунок получился симетричный.
  • Рисование пальцами, ладошками. Рисование ладошкой и пальцем – представляет некую игру для детей. Это приятная и увлекательная работа с ручками, где оставляют отпечаток на листе бумаги. Эмоциональное состояние детей меняется на протяжении всего занятия.
  • Рисование по мокрому листу. Такой способ позволяет получить легкие, и красивые цвета, где ребенок может узнавать оттенки. Фантазия ребенка позволяет снять стрессовую ситуацию если она возникла. Такой прием использую всегда в работе.
  • Рисование сухими листьями и крупами. В работе используется отпечаток. На лист наносится краска со стороны прожилок и накладывается на чистый лист бумаги. Крупой рисуем- на заданный трафарет мы на носим клей и крупу.
  • Кляксография. Нетрадиционная техника-выдувание трубочкой для создания необыкновенной картинки. Здесь необходима бумага, трубочка, акварель и кисть чтоб можно было дорисовать недостающие детали.

Все занятия по изотерапии позволяют решать педагогические задачи:

  • Воспитательные. Работа строится таким образом, чтобы дети учились и общаться со сверстниками, сопереживать, а также складывались доверительные отношения с педагогом.
  • Коррекционные. Исчезают неадекватные формы поведения, налаживается взаимодействие с детьми.
  • Развивающие. Благодаря приемам изотерапии ребенок переживает успех, самостоятельно справляется с трудной ситуацией.
  • Диагностические. Помогает получить сведения о развитии индивидуальных особенностях ребенка. Это наилучший способ понаблюдать за ними в самостоятельной деятельности. Позволяет заглянуть в внутренний мир ребенка.

Занятия с изотерапии проводим в 4 этапа:

  1. Орг. момент – подготовка детей к работе, а также создание благоприятной атмосферы. Вспоминаем правила поведения на занятии. Проводится беседа на заданную тему.
  2. Продуктивная деятельность.

Представление и разработка изодеятельности.

  1. Обсуждение. Комментарии о проделанной работе и ее результаты.
  2. Подведение итогов. Здесь предполагается выведение детей на положительные эмоции.

Занятия с использованием изотерапевтических приемов изображения детьми ЗПР, не утомляет их, а, наоборот, у детей сохраняется работоспособность на протяжении всего занятия – они становятся активнее и внимательнее. Нетрадиционная техника позволяет осуществлять индивидуальный подход к детям с ЗПР.

Приемы терапии позволяют нормализовать эмоциональное состояние детей группы, развивать коммуникативные навыки, что повышает социальную адаптацию в окружающем мире.

 

Скачать (PPTX, 1.19MB)

 

 

 

 

 

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь