ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ В ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Катерешина Татьяна Александровна
Рощупкина Ирина Викторовна
воспитатели
Фёдорова Елена Николаевна
инструктор по физической культуре
МБДОУ ДС № 27 «Берёзка»
Старооскольского городского округа

Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции
«Профессиональное саморазвитие педагога»

Секция – 9. Педагогические инновации в дошкольном образовании.

название – ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ В ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего развития. Основным видом игровой деятельности дошкольников старшего возраста являются сюжетно-ролевые игры. Сюжетно-ролевая игра – это проводник ребёнка в профессию взрослых. В процессе организации сюжетно-ролевых игр профессиональной направленности мы столкнулись с рядом проблем. Жизнь современного ребёнка заполнена телевидением, компьютерными играми, приложениями, различными кружками. На игру у ребёнка остаётся крайне мало времени. Сюжеты, развёртываемые воспитанниками, однообразны, просты и в основном по одной теме. Для решения этих трудностей при организации сюжетно – ролевой игры с детьми, мы стали использовать технологическую карту игры.

Технологическая картаформа технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции, части, материалы, оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников. Технологическая карта в педагогике – вид методической продукции, обеспечивающей педагогу эффективное и качественное освоение нового. Технологическая карта (далее техкарта) сюжетно-ролевой игры – это способ графического проектирования игрового сюжета, таблица, позволяющая структурировать его по выбранным параметрам. Тех карта для детей и для педагогов разная. Техкарта для детей – это символы, значки. Техкарта помогает детям лучше понять правила игры, вызвать интерес к игре, даёт более чёткое и полное понятие организации сюжетно-ролевой игры, развивает память, внимание. Разработана универсальная карта для детей как организовать любую сюжетно-ролевую игру: позови друзей, распредели роли, выбери необходимые предметы, атрибуты к игре, поиграйте, приберите игрушки. Карта универсальна для детей любого возраста и любого сюжета, кроме одного – это шаг № 4 «Поиграйте», для каждого игрового сюжета и для каждой возрастной группы содержание этого этапа будет разное.

При составлении технологической карты с детьми нашей группы на первом этапе мы определяем тему игры, дети предлагают во что хотели бы поиграть, составляется карта детских идей: в кругу дети вместе с воспитателем проговаривают всё, что приходит на ум при назывании темы игры. Такая работа занимает всего 5–10 минут и может быть частью утреннего сбора.

Рекламное сообщение     

Второй этап – расширение представлений и обогащение жизненного опыта детей: экскурсии реальные и виртуальные; чтение литературы; гость группы; наблюдение за трудом взрослых; просмотр мультфильмов; рассматривание иллюстраций.

Третий этап: подбор и изготовление оборудования для игры. Материал для игры нужно подобрать и изготавливать как можно быстрее, пока интерес не угас, вместе с детьми и родителями готовим атрибуты для игры.

Четвёртый этап – составление техкарты. Составляя технологическую карту, мы с детьми придумываем игровые сюжеты, затем находим сюжетные картинки или рисуем.

Пятый этап «обогащение игрового опыта» – это игра «телефонные разговоры» – показ образца ролевого диалога. Игры-придумывания. Мини-этюды, мини-сюжеты игры «групповая драматизация». Шестой этап «разыгрывание». Дети разыгрывают сюжет по ролям. Чрезмерного вмешательства взрослого в детскую игру быть не должно: воспитатель может включаться в игру как партнёр в одной из ролей, но ему нельзя настаивать на своём и навязывать свои идеи. Если игра плохо развивается, воспитатель может подключиться к игре, как ролевая модель, образец ролевого поведения по новой роли.

Заключительный этап. Когда интерес детей к игре начинает ослабевать. Вместе с детьми обсуждаем, как и во что они играли; с чего началась игра; как было организовано «игровое поле»; что нового они узнали; кто кем был и что делал. Общая продолжительность работы над игрой составляет примерно 2–4 недели. Это не значит, что в этот период дети играют только в эту игру, но как правило, при правильном подходе к игре именно выбранный детьми сюжет захватывает всю группу на протяжении нескольких недель.

Содержание технологических карт для педагогов включает в себя четыре обязательных компонента метода комплексной поддержки самодеятельных игр ( по методике С. Л. Новоселовой, Е. В. Зворыгиной): обогащение опыта и знаний детей, расширение их представлений об окружающем; обогащение игрового опыта (формирование игровых действий, способов осуществления игры); создание развивающей предметной пространственной среды; активизирующее общение взрослых с детьми.

Технологические карты, являющиеся методическим руководством по организации сюжетно-ролевых игр дошкольников для педагогов также, включают:  цель и задачи,  предварительную работу по организации и обогащению сюжетно-ролевой игры, обогащение и преобразование пространственной предметно-игровой среды, предполагаемые роли и игровые действия: варианты начала игры; варианты окончания игры; руководство игрой (основные и косвенные приёмы, обеспечивающие развитие и усложнение игры), анализ игры; работу с родителями.

Мы считаем, что технологическая карта помогает воспитателю правильно направлять игру, делает воспитанников более инициативными, самостоятельными.

Список литературы:

  1. Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Книга 1.- М.: ТЦ Сфера, 2018-128с.
  2. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 3-изд., испр. – М.: Издательство «ЛИНКА – ПРЕСС», 2009.- 96с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь