Трудовое воспитание

0
554

Никулина Елизавета Николаевна
воспитатель
МБДОУ ДС № 67 «Аистёнок»
г. Старый Оскол Белгородская область

Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции
«Профессиональное саморазвитие педагога»

Секция – 15. Трудовое воспитание

Название – Трудовое воспитание

Труд является важным средством развития человека. С дошкольного возраста детей приучают к труду родители и воспитатели. В процессе трудовой деятельности формируется личность ребенка, складываются отношения в коллективе.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста – это процесс, целью которого является формирование у детей положительного отношения к труду, умения и желания трудиться. Труд имеет большое значение в жизни каждого человека. От того, как человек относится к труду и умеет трудиться, во многом зависит его судьба. Сегодня родители детей дошкольного возраста уделяют большое внимание подготовке и обучению детей к школе и не придают значения трудовому воспитанию. В результате, взрослея, дети становятся равнодушными к ценности труда в обществе. Поэтому для развития и формирования нравственных и трудовых качеств необходимо усилить дошкольное воспитание.

Трудовое воспитание – важнейшее условие успешной подготовки детей к школе. Дети, которые с раннего возраста воспитываются в труде, будут отличаться в школе организованностью, самостоятельностью, активностью, аккуратностью и самообслуживанием; А. С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытает радость труда.

материалы в печатный сборник 

Образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы все виды труда были распределены равномерно, и каждый ребенок мог систематически в них участвовать. Правильно подобранный инвентарь, хорошо организованный внешний вид дают возможность детям аккуратно выполнять работу, получать результат и вдохновляют их на труд. Инструменты для трудовой деятельности должны быть размещены так, чтобы детям было удобно их брать, использовать, приводить в порядок и возвращать.

Приступая к любой работе, педагог организовывает детей. Таким образом, он создает в группе атмосферу, в которой дети постоянно работают и всегда стремятся выполнить полезную работу. Повседневная жизнь детей в детском саду наполнена трудовой деятельностью. Это требует от ребенка трудовых усилий и требует от воспитателя постоянного внимания к тому, насколько аккуратно и своевременно воспитанники выполняют свои трудовые действия, какое отношение они проявляют к вещам, порядку и сверстникам.

В дошкольных учреждениях труд детей может осуществляться в следующих формах: групповой и индивидуальной – с учетом уровня развития ручных навыков, возрастных и индивидуальных особенностей. Младшим дошкольникам даются простые, конкретные задания (поставить тарелки на стол, принести лопатку, собрать игрушки в коробку); старшим дошкольникам-более сложные: помыть кукольные вещи, постирать игрушки, убрать на улице; старшим дошкольникам – помыть книжную полку или полку с игрушками, почистить коробки с настольными играми. Поскольку навыки самостоятельности и сотрудничества еще недостаточно развиты, педагог должен терпеливо объяснять, как выполнять работу, помогать детям распределять обязанности в группе, координировать общие действия, убирать инвентарь и инструменты после работы.

Организуя трудовую деятельность дошкольников, следует не просто предлагать им выполнить определенную работу, а добиваться того, чтобы дети восприняли задание не как навязанное взрослым, а как выбранное ими самими. Так и происходит в подготовительной группе к школе и в нашем саду. Осенью мы собираем семена с цветов, убираемся в уголке природы, после прогулки наводим порядок на веранде. В группе, дети убирают за собой игрушки, поливают цветы и осуществляют дежурство по назначению воспитателя.

В процессе труда формируются и совершенствуются не только индивидуальные качества, но и отношения детей друг с другом. Труд развивает самостоятельность, инициативу, ответственность, дисциплинированность, отзывчивость, доброту, внимательность, вежливость, умение договариваться и сопереживать. Поэтому труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания дошкольников можно и нужно строить так, чтобы они понимали пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Любящее отношение к труду и нахождение в нем радости -необходимые условия для развития творческих способностей и таланта личности.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь