Использование современных игровых технологий в условиях логопункта

0
67

В настоящее время одним из эффективных методов всестороннего развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения.

 

Соломатина Элеонора Константиновна
Лысенко Екатерина Александровна
учителя-логопеды
МБДОУ детский сад комбинированного
вида № 6 г. Белгорода
Панкратова Татьяна Дмитриевна
учитель-логопед
МБДОУ детский сад комбинированного
вида № 54 г. Белгорода

 

 

Синквейн – это современная игровая технология, применяемая для развития речи дошкольников.

Его составление мотивирует детей к умению выбирать из имеющейся информации главные и существенные элементы, делать выводы и учиться кратко их формулировать. Задача логопеда заинтересовать ребенка таким образом, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи.

При работе с данным приёмом можно решить сразу множество важнейших задач:

  • изученный на занятии материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению;
  • актуализируются знания о частях речи;
  • знания о предложении;
  • значительно обогащается словарный запас ребёнка;
  • совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;
  • активизируется и развивается мыслительная деятельность;
  • совершенствуется умение высказывать свои мысли и собственное отношение к чему-либо.

К основным правилам составления синквейна относятся следующие:

  • первая строка – состоит из одного слова, обычно, существительного, отражающего главную мысль и идею;
  • вторая строка – состоит из двух слов – это прилагательные, описывающие основную мысль;
  • третья строка – состоит из трех слов – это глаголы, описывающие действия в рамках темы;
  • четвертая строка – это фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
  • пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Таким образом, чтобы правильно составить синквейн, нужно:

  • иметь достаточный словарный запас, владеть анализом, обобщением, понятиями: слово-предмет, (живой-неживой), слово-признак,
  • уметь подбирать синонимы,
  • научиться правильно понимать и задавать вопросы, согласовывать слова в предложениях, правильно оформлять свою мысль в виде фраз и предложений.

Знакомя детей с понятием «слово, которое обозначает предмет», и слово, которое обозначает действие предмета», мы тем самым готовим основу для дальнейшей успешной работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов.

В этой работе можно использовать различные картинки и предметы.

Синквейн печатают дети, имеющие некоторые знания по грамматике, владеющие послоговым чтением и чтением словами. Для детей старшей группы, которые еще не умеют читать, можно предложить алгоритм, по которому они создают свои устные сочинения, затем красиво их оформляют вместе с воспитателем.

Работу по составлению синквейна можно проводить как итоговую при проведении заключительных занятий, направленных на закрепление лексики, грамматического строя по конкретно изучаемой теме. Очень удобно применять технологию синквейн для закрепления пословиц, изучаемых по определенной лексической тематике. Лексические темы, которые усваивают дети, как раз и служат темами синквейнов, они соответствуют перспективному плану проведения занятий.

В конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас, работая с предложением.

Синквейн можно составлять на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Так как дети в детском саду еще не умеют писать, они могут составлять синквейн в виде устных сочинений с опорой на схему. На начальном этапе работы с синквейном его можно представить в виде загадки, в которой есть некоторое описание предмета, его признаков, действий, связанных с ним. А детям предлагается угадать, о чем идет речь. Можно давать подобное задание на дом для совместной работы ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.

Можно использовать такие варианты работы: составление краткого рассказа по готовому синквейну, синквейн по прослушанному рассказу. Лучше всего использовать синквейн на занятиях для закрепления изученной лексической темы.

В чём же его эффективность и значимость?

  • Его простота. Синквейн могут составить дети разного возраста с различным багажом знаний.
  • В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности.
  • Синквейн является эффективным игровым приемом.
  • Составление синквейна используется как итоговое задание по пройденному материалу.
  • Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
  • Синквейн помогает пополнить и активизировать словарный запас.
  • Синквейн учит основам краткого пересказа.
  • Синквейн помогает развивать речь, память и мышление.
  • Сочинение синквейна – это увлекательный творческий процесс. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных высказываний.
  • Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
  • Синквейн значительно облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
  • Синквейн — это также способ осознанного самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

Использование нетрадиционных методов на логопедических занятиях дает большой воспитательный и образовательный эффект, успешно дополняя стандартные формы работы, т. к. реализует основной вид деятельности – игру. Таким образом, выполняется одно из требований ФГОС – обучение в действии.

 

 

 

До нового года осталось:

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь