ТОЛЕРАНТНОСТЬ К ДРУГИМ ЧЕРЕЗ ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ

0
65

 

 

Швачко Елизавета Дмитриевна

педагог – психолог

МБДОУ детский сад

комбинированного вида № 6

г. Белгорода

 

Сложившаяся педагогическая ситуация.

В группу детского сада приходит ребенок-инвалид, однако, выясняется, что не все родители согласны, чтобы их дети обучались совместно с ребенком-инвалидом. Родители здоровых сверстников опасаются, прежде всего, снижения качества образования своих детей, а также возможной психологической напряженности в отношениях между участниками образовательного процесса. Родитель ребенка с проблемами в развитии обеспокоены тем, что их ребенок столкнется с трудностями общения и окажется неуспешным в учебной деятельности.

В результате стереотипы, страхи, запреты, стыд, отсутствие знаний, неверная информация – все это способствует развитию негативного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

После проведения предварительной работы с группой (объяснением ситуации), педагог-психолог приглашает участников группы расположиться на стульях в кабинете. Участники группы садятся по кругу.

Проводится ритуал приветствия.

Педагог – психолог приветствует всех участников группы: «Здравствуйте! Я очень рада всех вас видеть и также рада тому, что теперь мы встретились здесь все вместе. А вы?». Психолог выясняет впечатления каждой из участников, стремясь снять первые признаки психологического дискомфорта.

Педагог–психолог: «Уважаемые родители, рассмотрим и обсудим следующие правила работы группы»: искренность в общении; определение сильных; активное участие в работе группы; уважение к говорящему; конфиденциальность; относиться друг к другу открыто и доброжелательно.

Педагог – психолог: «А сейчас уважаемые родители я приглашаю вас за столы. Предлагаю всем участникам группы сделать визитные карточки со своим именем на занятиях. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он захочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ. Одновременно с оформлением визиток Вам нужно подумать над заданием» (техника «Смысл имени»).

«Крест, кулак, ладонь». Педагог – психолог предлагает всем участникам группы встать в круг. По моему сигналу нужно, не договариваясь с товарищами, выполнить одно из трех движений: выбросить вперед руку, сжатую в кулак, выбросить руку с открытой к верху ладонью, скрестить руки на груди.

Комментарий к упражнению «Крест, кулак, ладонь»

Упражнение «Крест, кулак, ладонь» проводиться с целью диагностики эмоционального состояния участников группы на данный момент. По результатам проведения упражнения, возможно, сделать следующие выводы: большинство кулаков свидетельствует о напряженности, агрессивности. Большинство скрещенных на груди рук демонстрирует личностную закрытость. Большинство открытых ладоней – признак готовности группы к диалогу.

«Столкновение интересов». Педагог–психолог предлагает всем участникам группы разбиться на пары, стоящие друг напротив друга. Игроков разделяет лишь сплошная линия (веревка), заступать за которую нельзя.

Участники группы протягивают вперед руки так, чтобы их ладони уперлись в ладонь соперника (Захватывать кисть нельзя). Теперь по каманде нужно будет толчками рук, сочетанием напряжения и расслабления заставить игрока второй команды потерять равновесие и переступить через черту.

Упражнение «Встреча». Педагог–психолог предлагает участникам провести серию встреч друг с другом, объединившись в пары. Для этого нужно начать разговор, сказать что-то приятное своему собеседнику и также на приятной ноте расстаться с ним. Время на установление контакта, взаимные приветствия, проведение самой беседы, завершение начатого разговора и прощание занимает 10 минут. Примеры ситуаций на картачках:

  • перед вами человек, которого вы совершенно не знаете, видите его впервые, но вам необходимо узнать, как проехать до нужного вам места в городе, где вы находитесь впервые…;
  • вас окликнули на улице, оглянувшись, вы увидели незнакомого человека, который также понял, что ошибся; вы начинаете словами…;
  • перед вами человек, который чем-то расстроен и никак не может успокоиться; подойдите к нему, начните разговор, успокойте его…

После выполнения упражнения в процессе обсуждения участники группы приходят к выводу, что умение вести разговор позволяет человеку чувствовать себя более уверенно в этом мире, не избегать людей и получать удовольствие от общения с ними.

Эмблема толерантности. Педагог–психолог предлагает каждому участнику группы нарисовать эмблему толерантности. После ознакомления с результатами творчества всех членов группы участники разбиваются на подгруппы на основе сходства между рисунками, объясняя, что общего в этих рисунках, и выдвигая лозунг, который отражал бы сущность эмблем.

Упражнение «Стереотипы». Педагог–психолог в произвольном порядке наклеивает на спину участникам стикеры, на которых написаны социальные роли: экономист, выпускник МГУ, маргинал, депутат, учитель года, продавец, рабочий, инвалид, беженец, кавказец. Задача участников во время первого раунда без помощи слов дать понять человеку его социальный статус.

После того как прошел первый раунд, ведущий объявляет, что собравшимся нужно принять коллективное решение и отправить 2-х участников в бесплатное путешествие по миру. Называть социальный статус человека запрещается.

Рефлексия по упражнению «Стереотипы». Педагог–психолог делает запись на доске отношения к каждому персонажу (экономист, выпускник МГУ, маргинал, депутат, учитель года, продавец, рабочий, больной спидом, инвалид, беженец, кавказец). Затем педагог–психолог проводит обсуждение – что испытывал персонаж, когда чувствовал на себе такие взгляды. Педагог–психолог задает следующие вопросы для обсуждения участникам группы: Удалось ли почувствовать свою роль? Какое отношение вы испытывали к себе? Какое отношение испытывали к роли другого? Чем вы руководствовались, принимая решение? Справедливо ли было принято решение и почему? Какие выводы мы можем сделать?

«Музей обидных воспоминаний». Педагог–психолог: «Наибольшей силой в плане изменения человеком самого себя обладает воображение. Каждый из нас обижался и не один раз. Но одни люди умеют быстро расстаться с обидами, потому что обида – это, не что иное, как «ржавчина, разъедающая душу». Другие относятся к своим обидам как к большой ценности. Они их прячут, берегут, накапливают. А в конфликте предъявляют, усиливая, как им кажется, свою позицию. Результат такого собирательства – болезни. Напишите все свои обиды на листок, внимательно на них посмотрите, и скажите им: «Обиды, вы простите меня, но я отправляю вас в музей обидных воспоминаний. Вы остаетесь в прошлом, а я живу в настоящем и будущем. Лишняя тяжесть мне ни к чему! Прощайте!» И порвите этот лист, или сомните. В душе должны быть всегда уют и комфорт, спокойствие и мудрость».

Подведение итогов занятия. Рефлексия занятия. Ведущий задает вопросы, концентрирующие внимание участников на их состоянии: Что вы сейчас чувствуете? Какими мыслями вы хотели бы поделиться с группой? Какие чувства вы испытывали во время исполнения упражнений? Что показалось вам наиболее интересным, новым, неожиданным?

Ритуал прощания. «ДА!» Педагог–психолог предлагает участникам, сидящим в кругу, согнуть руки в локтях, направив ладони вперед и вверх. Затем проговаривает инструкцию: «Мысленно возьмите в левую руку все то, что вы сегодня получили от занятия, в правую – то, что было вашим собственным вкладом в работу. И когда я скажу: «Готово!», вы все одновременно соедините руки в громком хлопке и громко скажете: «Да!»»

Коментарий к упражнению «ДА»

Клаус Фопель предлагает это упражнение для детских групп, но, немного модифицировав его, можно использовать его и для взрослой аудитории. Процедура проходит в двух звуковых режимах: сосредоточенное молчание, затем громкое одновременное «Да!» с хлопком, и наступившая после этого громкого всплеска тишина. Этот контраст служит эффектным фоном завершения тренинга (совместное действие работает на сплочение группы.) Резкий громкий звук и хлопок в ладоши, кроме того, помогают быстро снять напряжение.

Инструкцию можно модифицировать любым целесообразным образом. Например, использовать знание о функциональной асимметрии больших полушарий, предложить участникам группы в правую руку взять идеи, которые они сочли рациональными и будут использовать в своей жизни, а в левую – те позитивные эмоции, которые вызвал у них тренинг. Или в левой руке окажется то, что они получили на группе, их опыт, а в правой — их планы на будущее, проистекающие из этого опыта.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь